RSS
04.08.2008

«Если бы я был главным архитектором города...»

  • Архитектура
  • Объект
Геннадий Бекаревич Геннадий Бекаревич

информация:

«плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»… Как показали результаты нашего традиционного опроса, народная мудрость не применима к архитектурной среде: большинство зодчих не горят желанием занять высокую должность

Геннадий Бекаревич:
— Если бы я был главным архитектором города, то… прежде всего постарался бы брать на себя ответственность за принятые решения. Стремился бы повысить качественный уровень новых построек, например, с помощью открытых архитектурных конкурсов. Да и вообще, давно пора ввести цензуру на профессиональную пригодность. Как? Хотя бы раз в три года проводить среди строящих архитекторов экзамен по рисунку — пусть люди не забывают, что они, в первую очередь, творческие личности, а уже потом — бизнесмены. Также попытался бы ликвидировать вечную петербургскую мафию, каковой является некая ассоциация творческих мастерских. Они работают по принципу «рука руку моет» и покрывают друг друга. Хочется, чтобы в Петербурге строили люди не просто «входящие в круг», а действительно достойные. Общий уровень новых сооружений неудовлетворительный. Создается впечатление, что главный архитектор не следит за качеством появляющихся домов. Здания Рейнберга на Манежной площади и возле Казанского собора, Юшканцева на Владимирской площади — это ужасно. Хочется покончить с сиротским петербургским стилем. Старые здания, в отличие от новых, либо тщательно срисованы с классических образцов, либо построены талантливыми мастерами. Сейчас этого нет.

 

Виталий Вишнепольский:
— Если бы я был главным архитектором города, то ничего бы не смог изменить. Эта должность изначально функционерская, призванная отстаивать некую общую концепцию развития города, а ее нет. «Небесная линия» — звучит красиво, но невнятно, поэтому не работает. Пока что действует принцип: «кто платит, тот и заказывает музыку». А платит не главный архитектор. Инвесторы вкладывают деньги в то, что «пипл хавает», вот и получаем в основном фабрично-корабельный жесткий каркас, обвешанный стеклом, который вряд ли обогащает архитектурный ансамбль города. Но таковы реалии, все мы родом из детства, и пока поколение, выросшее в коммуналках и хрущевках, не перестанет мечтать о красивой жизни, так и будет. Свободная и красивая жизнь для покупателя — это Манхэттен, для проектировщиков — мексиканская архитектура 1940–60-х годов во главе с Нимейером. Но с другой стороны, то же поколение активно ратует за сохранение исторического наследия молодого города, не понимая, в чем же истинная ценность и уникальность Петербурга. Отдельные здания итальянских зодчих вторичны по отношению к первоисточникам (см. архитектуру Рима), а у нас ансамбль города создается в одночасье, по единому плану. Тот же Рим развивался тысячелетиями, поэтому не имеет единого архитектурного плана и, соответственно, стиля. Пока борьба за архитектуру выражается только в высотном регламенте. Во всех общественных баталиях отсутствует анализ вертикальной планировки исторического центра, его силуэта. Что было бы с колокольней Смольного собора, если бы много лет назад архитекторы строили по «небесной линии»? Да и Петропавловский шпиль появился, когда город в большинстве своем был двухэтажным. Если бы технологии того времени позволяли, эти здания были бы еще выше. Для городского ансамбля важно соотношение резких вертикальных доминант и общей горизонтальной композиции. Сейчас надо учитывать во много раз увеличившуюся площадь города (даже по сравнению с началом прошлого века). Необходим другой подход к концепции развития Петербурга, нежели просто соблюдение «небесной линии». Страшно представить, что останется от уникального ансамбля, если все дома будут одинаковой высоты. «Монблан» с Петровским фортом покажутся цветочками. Наверное, нужно позаимствовать опыт соседей, например, той же Финляндии, где все решения принимаются по результатам многоступенчатых конкурсов. А надежда на то, что однажды придет добрый дядя и все изменит, сродни российской вере в хорошего царя и его нерадивых опричников. Все как-то забывают о том, что архитектура — зеркало эпохи. Это мы такие…

 

Даниил Зейман:
— Если бы я был главным архитектором города, я бы тотчас уволился с этой должности. А если серьезно, то я бы активно поддержал инициативу общественности о моратории на новое строительство в исторической части города. Будучи активным сторонником внедрения актуальной архитектуры в любую, в том числе, историческую среду, я считаю, что ни проектный, ни строительный, ни инвестиционный процессы пока абсолютно не соответствуют задачам, которые должны быть решены для органичного включения новых объектов в сложившуюся среду Петербурга. Об этом говорит опыт последних лет. Считаю, на данном этапе целесообразно сосредоточить все силы на реставрации и реконструкции разрушающейся старой архитектуры, причем цивилизованными методами, а не такими, как сейчас. Надеюсь, настанет время, когда, помимо этого, можно будет заняться решением других архитектурных задач, но боюсь, это случится очень нескоро.

 

Евгений Подгорнов:
— Я бы не хотел быть главным архитектором города. Если ты творческий человек, то очень сложно согласовывать и принимать чужие проекты, потому как всегда существует собственное видение того или иного объекта. А если ты далек от творчества, то вообще непонятно, что ты делаешь на данной должности. Сейчас крайне необходима более четкая и внятная политика развития Петербурга. На данный момент из-за несовершенства законодательства, постоянно меняющихся регламентов и правил застройки, проектирование занимает гораздо больше времени, чем само строительство. А о новых зданиях на Васильевском острове что можно сказать… Они уже стоят. «Чемоданы» такие. Но о них скоро забудут: после окончания строительства на намывной территории все это покажется детскими шалостями.

Виталий Вишнепольский
Виталий Вишнепольский
Даниил Зейман
Даниил Зейман
Евгений Подгорнов
Евгений Подгорнов
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: