RSS
29.08.2017

Керамическая облицовка в интерьерах Летнего дворца Петра I

  • Реставрация Практика
  • Интервью

информация:

Одной из важнейших задач для Государственного Русского музея стало вернуть былую красоту убранства исторических интерьеров дворца Петра I в Летнем саду. Конкурс на проведение реставрационных работ выиграла компания ООО «Профиль». Восстановить керамическую облицовку стен интерьеров «Профиль» доверил мастерам ООО «Паллада» – опытным специалистам по керамике, о которых мы уже рассказывали в № 2(59) 2016 г. журнала «Вестник. «Зодчий. 21 век».

Достаточно вспомнить, что на счету этого коллектива – реставрация и восстановление керамики Соборной мечети Санкт-Петербурга, Государственного мемориального музея А.В. Суворова, храма Богоявления Господня на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге и Свято-Троицкой церкви в Ивангороде, керамические детали фасада Дома кино, Дома ленинградской торговли (ДЛТ), церкви Благовещения с трапезной и новыми настоятельскими покоями Борисоглебского мужского монастыря в Ярославской области и Свято-Екатерининского кафедрального собора в г. Краснодаре. Специалисты «Паллады» обладают не только прекрасной технической и производственной базой, но и огромным опытом, который намерены передать будущим поколениям: компания создает свой музей керамики и многое делает для возрождения и развития керамического производства в России.

О новом проекте компании рассказывает нашим читателям заместитель директора по реставрации ООО «Паллада» С.Н. Баруткина:

– Дворец Петра Первого – главная достопримечательность Летнего сада в Петербурге. С 2015 г. здесь проходили серьезные реставрационные работы. Несмотря на финансовые затруднения, город сделал все возможное, чтобы дворец открылся вовремя, и его посетителей ждут огромные перемены. Восстановлены прекрасные паркеты, потолки, живопись, керамическая облицовка стен интерьеров и многое другое. Это был интересный опыт, за который мы очень благодарны Русскому музею. Он обогатил нас и, безусловно, стал яркой страницей в истории нашей компании.

Основная часть керамики дворца голландского происхождения. Это не первый опыт работы нашей компании с таким уникальным материалом. В результате мастерами «Паллады» были проведены комплексные работы по реставрации и воссозданию керамической облицовки стен в помещениях приемной и секретарской, а также верхней и нижней поварен.

Всего было изготовлено и расписано вручную более 1000 плиток примерно на 26 типов разных сюжетов, причем каждый сюжет отличался по цвету и технике исполнения. И для того чтобы попасть в цвет и тон, предварительно было изготовлено более 100 образцов цветов, техники, тонов и т.п.

В ходе визуального осмотра керамических плиток в интерьерах дворца мы выявили и зафиксировали механические повреждения, утраты, сколы. Зафиксировали все технологические дефекты, вне зависимост от того, подлежат они реставрации или нет. И поскольку керамическая облицовка стен уже подвергалась реставрационному вмешательству, в картограмме дефектов были зафиксированы все ранние домастиковки и покраски (тонировки).

Повреждения керамической плитки в интерьерах дворца, вызванные ее длительным бытованием, сводились, в первую очередь, к механическим повреждениям. Это был или «бой», когда предмет был разбит на несколько фрагментов, что означает полную утрату отдельных плиток, или же сколы и выщербины, небольшие утраты поверхностного слоя глазури с повреждениями росписи; поверхностные и сквозные трещины, возникшие в результате остаточного напряжения и имеющие тенденцию удлиняться, а также царапины на глазури или черепке…

Противоаварийные мероприятия заключались в укреплении участков деструкции и расслаивания керамического черепка и стабилизации участков отслоения глазури. При структурном разрушении материала керамического изделия необходимо было достичь проникновения полимерного состава на всю глубину материала, а также равномерного распределения полимера в пропиточном слое.

Использование камнеукрепителей для укрепления керамики (керамического черепка) является стандартной операцией. Раствор адгезива инъектируется с помощью шприца в зону отслоения глазури до полного насыщения. При работе с разбитыми плитками, независимо от того, какое количество фрагментов подлежит склеиванию, рекомендуется провести подборку разбитых частей и осуществить их монтаж.

Из статьи Е.А. Андреевой

Первое упоминание об интерьерах, отделанных расписной фаянсовой плиткой, сделанной в Нидерландах, относится ко времени правления царевны Софьи: ее фаворит князь В.В. Голицын в 80-е гг. XVIII в. облицевал этим материалом стены спальни в своем дворце в Москве, в Охотном ряду (сейчас на этом месте здание Государственной Думы Российской Федерации).

Широкое распространение голландская плитка получила уже при Петре I в Санкт-Петербурге. 1 ноября 1713 г. царь отправил в Амстердам русскому министру в Гааге Б.И. Куракину распоряжение купить и прислать в город на Неве от 10 до 12 тысяч голландских расписных фаянсовых плиток. Корабль из Гааги, вооруженный 56 пушками, отправился в Санкт-Петербург 10 февраля 1714 г. В следующем году царь распорядился прислать еще 10 тысяч плиток: «…вели приказать отпустить самые лучшие, которыми окна выкладывают и чтоб по оным синею краскою было написано».

Вероятно, именно эти заказанные царем 10 тысяч плиток вез Н.А. Сенявин на корабле «Де Страфорт», который вышел из Амстердама в Санкт-Петербург 19 июня 1716 г. Поскольку помещения, облицованные плитками в Зимнем дворце, начали строить с 1716 г., а самые ранние документы об облицовке помещений плиткой датируются 1718 г., можно заключить, что эти плитки предназначались для Летнего дворца.

На корабль «Де Страфорт» было погружено 20 ящиков по 500 плиток в каждом. Документ содержит редкую информацию – описание и стоимость плиток. 1200 шт. было «самых добрых, лазоревых», очень дорогих – по 110 гульденов за 1000 шт., то есть бело-синих, вероятно, с высоким качеством росписи и сделанных в Роттердаме или Амстердаме. Еще 1400 плиток обозначены как «ландшхапен метлели». Они были почти в два раза дешевле: по 60 гульденов за 1000 шт. На них были изображены пейзажи. Что означает «метлели», пока не ясно. 1400  «сих же з гвоздичными цветами» по той же цене, то есть пейзажи с угловыми заполнениями «гвоздика». Такие плитки производились в Амстердаме. Еще 1000 плиток были «с караблями не в округлости», стоимостью по 55 гульденов за 1000 шт., на них были изображены корабли, но не вписаны в круглую рамку. 1100 «сих же в округлости» были дороже – по 62 гульдена за 1000 шт. Плитки с изображением кораблей с рамками и без них, скорее всего, были сделаны в Роттердаме или переехавшими на рубеже XVII–XVIII вв. из Роттердама в Амстердам мастерами. Еще 1900 плиток «ландшхапен», то есть с пейзажами, стоили 55 гульденов за 1000 шт. Вероятно, они были среднего качества росписи; возможно, были сделаны в Утрехте или Фрисландии. Везли также 1900 белых плиток, судя по всему, без росписи. Их стоимость была 26 гульденов за 1000 штук.

Помимо дворцов Петра I, голландская плитка проникала во дворцы петербургской знати. По всей видимости, первым стал дворец генерал-адмирала Ф.М. Апраксина на Адмиралтейском острове, в который в 1714 г. из Нидерландов через купца Х. Брандта было заказано «1000 плиток ценинных, по белой земле синий кулер», то есть с синей росписью на белом фоне.

Следующим, вероятно, был дворец петербургского генерал-губернатора А.Д. Меншикова на Васильевском острове, интерьеры которого с 1717 г. отделывались плиткой.

Таким образом, впервые голландская фаянсовая плитка попадает в Петербург в 1714–1718 гг. Вместе с тем на сегодняшний день в литературе широко распространено мнение о том, что в петровское время производилась русская «голландская» плитка. В части работ говорится о налаживании производства в Подмосковье, в других – под Петербургом.

Рассмотрим происхождение каждой из этих версий.

Практически все работы, посвященные керамическим отделочным материалам, начинают свое повествование с событий, изложенных в труде архимандрита Леонида (Кавелина). Архимандрит цитирует документы, согласно которым по царскому указу от 30 ноября 1709 г. в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь (ныне находится в г. Истре Московской обл., в 40 км к северо-западу от Москвы) были присланы два шведских пленных гончарных мастера – Ян Флегнер и Кристиан. Эти мастера сделали образцы, которые царю не понравились. В августе 1710 г. последовал царский указ: «…велено шведам, которые отданы в Воскресенской монастырь, ныне зделать немедленно швецким манером печных изразцов гладких, белых, а по них травы синею краскою, как у князь Матфея Петровича Гагарина, из добрые земли, а не с такие, что образец казали, чтоб были в деле чисты, 10 печей». Из текста следует, что хотя образцы Петру I не понравились, он все же распорядился, чтобы эти пленные шведы сделали большое количество изразцов – на 10 печей. Вероятно, они сделали изразцы не тем «манером». И в указе царь подробно объясняет, какие изразцы ему нужны: такие, как в доме князя М.П. Гагарина, – гладкие (то есть не рельефные), где на белом фоне роспись синей краской с изображением растений и цветов. Речь идет о московском доме князя М.П. Гагарина на Тверской ул. (не сохранился), который был построен архитектором Л.Ф. Фонтана в 1707–1708 гг.

В «Полном собрании законов Российской империи» и в «Письмах и бумагах императора Петра Великого» за соответствующие годы эти царские указы отсутствуют. В точности передачи их текстов приходится доверять архимандриту Леониду. Хотелось бы отметить, что, активно пересказывая из работы в работы эту историю, многие авторы черпают информацию не из работы священнослужителя, а из пересказа этой истории последующими авторами, главным образом из монографии и статьи Н.В. Султанова и статьи Н.В. Воронова. Вместе с тем следует отметить, что Н.В. Воронов не различает понятий «изразец» и «плитка», поэтому в его труде заказанные царем «изразцы» становятся «плиткой»: «Петр решил наладить производство подобных же плиток в России, для чего 30 ноября 1709 г. в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь были присланы для гончарной работы «два человека швецкого полону – Ян Флегнер и Кристиан». Эта история о налаживании в 1709 г. в Ново Иерусалимском монастыре производства плитки кочует из одной работы в другую. Так, С.И. Баранова, ссылаясь на статью архимандрита Леонида, приходит к выводу, что пленным шведам в 1709 г. «приказано делать живописные плитки (здесь и далее выделено нами. – Е.А.) и изразцы «на манер галанских».

Исследователи не акцентируют внимание на том, что делать голландские плитки Петр I нанимает не голландцев, а шведов. Производилась ли в Швеции плитка? Нам удалось изучить этот вопрос во время стажировки в Швеции, работая в архивах и библиотеках Стокгольма и Упсалы и в Музее керамики и фарфора в Густавсберге. В Швеции не производили плитку, а производство изразцов там было налажено довольно давно. В форме и конструкции изразцовых печей Швеции соединялись традиции Дании и Северной Германии. Обычно печи состояли из нескольких ярусов и ниш и устанавливались на чугунном основании. Изразцы, как и в Германии, изначально были рельефными, чаще всего покрыты коричневой или зеленой поливой. Позднее стали делать плоские прямоугольные изразцы, где на белом фоне наносилась роспись. К концу XVII – началу XVIII в. под влиянием бело-голубого нидерландского фаянса изразцы стали расписывать синей, кобальтовой краской.

Андреева Е.А. Производство «голландской» плитки в России в петровское время: легенды и факты // Меншиковские чтения. СПб., 2016. Вып. 7(17). С. 237–246.


Если изделие разбито на большое количество фрагментов, то целесообразно применить способ системного размещения черепков, который заключается в том, что фрагменты подбирают и раскладывают на рабочем столе в определенной последовательности. В этом случае вспомогательным ориентиром сборки могут служить определяющие признаки: контур и форма, цвет и оттенки глазури, роспись, а также трещины и сколы, продолжение которых, вероятно, читается на других, соседних, фрагментах.

Завершающим этапом реставрационных работ являлась роспись плиток и нанесение декоративно-защитных покрытий на восполненные утраты плиток. На практике этот метод чаще всего называют тонированием или тонировкой.

Изготовление плиток происходило по традиционной технологии. Мы полностью  все делали вручную, но нужно понимать, что в период изготовления исторической плитки не было того технического оснащения, которое есть на нашем производстве.

Самой сложной задачей при восполнении плиток было подобрать оттенок глазури и цвет пигмента для нанесения росписи. Роспись плиток тоже была нелегкой задачей для художников «Паллады», так как повторить нужно было не только цвет, но и характер рисунка, присущий художникам того периода.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что наши специалисты выполнили все поставленные перед ними задачи. Компания «Паллада» закончила все работы в срок, в ноябре 2016 г., что отметил в благодарственном письме заказчик – ФГБУК «Государственный Русский музей», которому мы признательны за конструктивное взаимодействие и возможность принять участие в этом важном проекте.
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: