21.08.2017

Гармония прошлого в настоящем

  • Архитектура
  • Мнение

информация:

  • где:
    Россия. Санкт-Петербург
  • мастерская:
    ЯРРА Проект

Каждый исторический период архитектура следовала требованиям и моде своего века, вписывая в улицы-страницы новые главы, характерные особенности, формирующие целостный облик города. Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира, включенный в наследие ЮНЕСКО, жемчужина мировой архитектуры, колыбель многих выдающихся архитекторов и проектировщиков. Сейчас, когда идет активная застройка новых микрорайонов, сможем ли мы сохранить и продолжить дело великих зодчих, чье наследие так бережем? Ведь именно так рождается новый образ великой Северной столицы, которую наши потомки будут воспринимать уже в иных, новых границах. Своим мнением поделился с читателями журнала Михаил Павлович Копков, генеральный директор ООО «ЯРРА Проект» – архитектурной мастерской, входящей в группу компаний «РосСтройИнвест».

Традиции и современность

Сохранение традиций в архитектуре – животрепещущая тема нашего времени. Сегодня есть два основных направления, в которых работают архитекторы, – это авангардизм и традиционная архитектура. И зачастую они находятся в противоборстве.

В последнее время даже есть мнения, что именно авангардисты создают нечто новое, а традиционалисты лишь интерпретируют известное, черпают из старого. И тут, мне кажется, все забывают, что идентичность в архитектуре – это очень важно. Преемственность – а здесь мы говорим о следовании талантам великих зодчих – дает нам шанс не только приблизиться к их величию, но и сказать свое слово, создать собственную, абсолютно новую – и в то же время не конфликтующую с обликом города архитектурную реальность.

Культура каждой эпохи помнит прошлое в преобразованном и приспособленном к современности виде. По существу, традиция – это актуализированная культура прошлого. Архитектура – это философия, которая возникает как раз таки из традиций.

Часто под традициями подразумевается классика. Однако в общем понимании традиция – это когда отсеивается все лишнее и используется самое лучшее из того, чем пользовались предки. Необязательно это классика (хотя, безусловно, и она тоже). Прошедшая длинный путь эволюционного развития и проверку временем, она стала своеобразным международным языком. Вся архитектура базируется на чем-то основном. Авангардисты тоже используют золотое сечение. А это ведь ядро той самой классики – аксиома, пришедшая из самых начал мироздания.

Проблема в том, что последнее время, убегая от традиций, архитекторы становятся заложниками некоего интер- национального стиля. В нем, бесспорно, присутствуют прагматизм и функционализм, но уходит из архитектуры поэзия.

Современная застройка становится практически идентичной. И в новых районах мы уже не можем отличить Берлин от Москвы или Лондона. А ведь это очень важно для каждого города – сохранить свою уникальность.

И только если вы посетите историческую часть – вы сможете по-настоящему увидеть город, понять, принять и прочувствовать его. Потому что архитектура – это философия, и она обязана быть более глубокой. Она отражает историю города, ментальность его жителей, зависит от специфических природных условий. Теряя ее своеобразие, мы отказываемся от индивидуальности. Поэтому современные технологии вкупе с полетом творческой мысли непременно должны сочетаться как с пониманием человека, для которого строится здание, так и с пониманием истории и традиций того места, где оно будет возводиться.

Петербургский стиль

Нередко говорят о петербургском стиле. Однако что же это за особый стиль и как он влияет на нашу жизнь, ответят немногие.

Часто под петербургским стилем подразумевают историческую застройку центральной части города. Но Петербург застраивался на протяжении трех столетий! В XVIII веке, когда он был основан, в Европе заканчивалась эпоха барокко. Постройки Петропавловской крепости возводились согласно европейским канонам. Влияние западных традиций и позднее сказывалось на архитектурных решениях.

В середине XVIII века, при Елизавете, здесь творили Бартоломео Франческо Растрелли и Савва Чевакинский.

В конце XVIII столетия в Петербург пришел классицизм – именно тогда были построены Мраморный дворец, Гостиный двор и Академия художеств.

В начале XIX века зрелый классицизм сменила эпоха ампира: Воронихин создал Казанский собор, а Монферран – знаменитый на весь мир Исаакиевский собор. В 1830-е в моду вошло новое направление – эклектика, на рубеже XIX–XX веков ее сменил модерн, а после революции его место занял конструктивизм.

Однако, когда вы смотрите на город, на его красивейшие панорамы, вы не замечаете разнообразия стилей и перебивающих друг друга архитектурных эпох. Все здания Петербурга не являются строгими образцами стилей. Относясь к разным эпохам, они создают общий образ, единое целое и являются произведениями искусства, в которых чувствуется гений великих мастеров. Совокупность характерных черт и постулатов, согласно которым выполнены эти очень разные здания и памятники архитектуры, – это и есть петербургский стиль.

Я бы отнес к нему такие основные принципы, как:
• Использование характерных природных условий города – ровного плоского рельефа и изумительных водных пространств.
• Ансамблевый подход к созданию градостроительной структуры.
• Разнообразие стилевых характеристик зданий, составляющих ансамбль, объединенных единством масштаба и модуля основных членений, а также воплощение индивидуальности каждого зодчего.
• Отражение духа времени.
• Панорамность застройки города. Создание неповторимого силуэта.

Кроме того, в Петербурге как нигде прослеживается принцип преемственности – творчество одного архитектора становится продолжением другого, одно здание дополняет другое… При этом нельзя не отметить присущую Северной столице тактичность: при возведении нового дома не старались затмить соседний. Классическим примером удачного «вторжения» в среду иной архитектурной эпохи стала постройка рядом с барочным Зимним дворцом здания Главного штаба в стиле классицизма.

Таких примеров много, и именно такую преемственность нужно сохранять и привносить в современную архитектуру.

Невозможно превратить в музей весь исторический центр, здания в этой части города – это еще и жилье. Но важно чувствовать ритм, музыку города и творить в гармонии с ней. Если же говорить о новых районах, то они тоже должны не только органично вписываться в среду, но и создавать новую, достойную Санкт-Петербурга. Именно так мы подходим к решению задач, работая как в историческом центре, так и в новых районах.

Синтез классики и современности

Одним из примеров такого подхода для нас стало создание бизнес-центра на Добролюбова, 17, в историческом центре города. На месте будущего бизнес-центра располагался один из цехов завода им. Кулакова – обычная коробка, справа и слева от которой расположились памятники архитектуры всероссийского значения. Это был вызов.

Мы приняли решение органично вписать новую постройку в линию улицы и разработали три варианта. Первым стало решение в современном стиле, с использованием большого количества стекла, но почти сразу стало ясно, что в таком виде здание просто выпадет из ансамбля. Второй вариант был более классическим. И наконец, родился третий, итоговый вариант, где использовался язык классики, но в творческой переработке и с современным звучанием.

Здание выполнено в натуральном камне, из юрского мрамора и кузнецовского гранита тщательно подобранных оттенков. На фасаде заметны пилястры с коринфскими капителями, цоколь с рустовкой, литые и кованые элементы на террасах и воротах, на эркере виднарешеточка с меандрами. Однако здесь мы видим и архитектурные формы XXI века: стеклянные эркеры и панорамный фронтон с изумительным видом на центр города.

Над проектом работали архитекторы, скульпторы и художники. Одним из их произведений стали горельефы на фасаде – четыре фигуры ангелов-хранителей Петербурга. И что очень важно: все элементы оформления, все решения были созданы благодаря осмыслению традиций и прекрасно вписались в концепцию здания и в общий облик улицы.

Проектированию интерьеров, продолжающих общую концепцию внешнего вида здания, уделили особое внимание. В отделке стен использована венецианская штукатурка, лестницы и подоконники выполнены в натуральном мраморе. Многие помещения насыщены скульптурой и орнаментом. Но, несмотря на обилие произведений искусства, ряд интерьеров выполнен в современном ключе.

В результате в центре Петербурга появилось новое здание, элегантно соединяющее в себе традиции и современную архитектуру. Бизнес-центр прекрасно заметен с Дворцовой  набережной, и он нисколько не выпадает из общей панорамы, став частью прекрасного вида.

В новых районах

Создание в новой части города гармоничного образа, достойного его уникального исторического наследия, – сложнейшая, но чрезвычайно интересная задача. Чтобы отразить преемственность и соблюсти соразмерность, традиции городского ансамбля, нужно слышать музыку города, жить его формами и образами. Чтобы человек, живущий в новом районе, чувствовал: «Я живу в Петербурге». У нашей архитектурной мастерской много примеров современных комплексов, где реализованы принципы петербургского стиля.

Один из них – «Янтарный берег» на Варшавской улице. Образ этого ансамбля – стилизованный ордер – определила градостроительная ситуация, так возник классический симметричный квартал дугообразной формы с разрывом по центру, через который продолжена пешеходная ось от СКК через аллею Героев Парка Победы до парка Авиаторов.

Светлые тона фасадов и интерьеров зданий «Янтарного берега» и полностью остекленный голубым стеклом портал в центре комплекса, отражающий солнечный свет, вызываю  ассоциации с морским берегом. Средний 17-этажный корпус – ядро композиции – расположен за гостиницей «Россия». Он спроектирован в виде плавной дуги, формирующей обширный квартал. Боковые части центрального корпуса сделаны в виде «стеклянных колонн».

Принцип единого гармоничного ансамбля, свойственный петербургской традиции, использован также в проекте жилого комплекса «Утренняя звезда». Яркая остекленная арка фронтона с маленьким символом утренней звезды в верхней части будто бы растворяется в небе. Она решена в стиле классицизма, но при этом здание смотрится современно. Это высотный дом переменной этажности (от 19 до 24 этажей), состоящий из двух секций. Монолитный железобетонный каркас здания с навесными вентилируемыми фасадами из цветного керамогранита привлекает ярким витражным остеклением.

Жилой комплекс комфорт-класса «Суворов», расположенный в Калининском районе, – это абсолютно современное здание, но и в нем присутствует дух города. Лишь только становится виден его горделивый силуэт с башнями, отчетливо просматриваются принципы классической архитектуры – отсутствие лишних деталей, предельная ясность и четкость линий, строгость и лаконичность, светлые натуральные цвета фасада. Ассоциации с классикой вызывают такие декоративные элементы, как эркеры и карнизы. Композиция жилого комплекса выполнена в форме полузамкнутого каре, что позволило создать свободный от машин озелененный двор, где своих маленьких гостей ждут игровые площадки и зоны отдыха. Это пример не только удачного архитектурного решения, но и формирования комфортной среды для жизни петербуржцев.

Классическая система радиальной городской планировки была использована при проектировании жилого комплекса «Золотые купола» во Всеволожском районе Ленинградской области. В центре жилого квартала расположена церковь с колокольней, которая просматривается со всех точек жилого комплекса. Этот проект выполнен как единый ансамбль, где идея повторения архитектурных решений (купола храма и эркеры домов жилого комплекса, также завершенные куполами) сохраняет своеобразие каждого объекта (купола на зданиях разной формы). При этом архитекторы и проектировщики предложили комплексное решение для жилого района с продуманной инфраструктурой.

Жилой комплекс «Петр и Екатерина» возводится на берегу Невы, в месте впадения речки Усть-Славянки. Авторы проекта предложили решение, в котором воплощается дух современности и в то же время просматриваются традиции нашего великого города.

Деятельность архитектора влияет на сохранение исторической архитектурной среды наших городов. Поэтому она не только должна быть направлена на создание новой архитектуры, достойной своего времени, но и способна выразить индивидуальность создателя и подчеркнуть своеобразие города, его красоту и сложившийся образ. И чем крупнее и значимее будущий объект, тем выше ответственность за конечный результат. Город – живой организм, где архитектура не может рассматриваться в отрыве от прошлого, от того места, где она возникла. И сохранение исторического наследия города, его неповторимого стиля – это не только изучение традиций, но и умение им наслаждаться, тонко чувствовать его душу.


(Продолжение следует)
мнение редакции может совпадать,
а может и не совпадать с позицией автора
Комментарии
comments powered by HyperComments