RSS
26.01.2016
Евгения Гершкович // Мезонин, №178 Февраль 2016

Музей памяти

  • Дизайн Архитектура
  • Объект
Новое здание Музея ГУЛАГа в Москве. Фото: Юрий Пальмин Новое здание Музея ГУЛАГа в Москве. Фото: Юрий Пальмин

информация:

  • где:
    Россия. Москва
  • архитектор:
    Дмитрий Барьюдин

Минувшей осенью в Москве в День памяти жертв политических репрессий произошло событие большого значения. Музей истории ГУЛАГа обрел новое здание и увеличил свои площади в четыре раза.

Музей был основан еще в 2001 году по инициативе историка Антона Антонова-Овсеенко. Открытая в 2004-м в небольшом пространстве на Петровке экспозиция посвящалась истории возникновения системы исправительно-трудовых лагерей как составляющей государственной машины. Ее составлял архива документов, воспоминаний бывших узников, фотографий, писем из мест заключения, личных вещей, в том числе из лагерного быта. Каждый сантиметр помещения был задействован в экспозиции, начиная со двора со сторожевой вышкой и выставленных в окнах портретов.
 
Директор музея Роман Романов с коллегами разработал программу единой музейной инфраструктуры, но осуществить ее не позволяли габариты помещения, не хватало места. Если приходило полсотни человек одновременно, музей уже не справлялся. Назрела необходимость расширения штата и площадей. Три года назад город выделил отдельно стоящее здание в 1-м Самотечном переулке, площадь внутренних пространств которого составляла 2900 кв. м, позволяющая уже полноценно заниматься и научной, и выставочной деятельностью. На реконструкцию бывшего общежития метрополитена 1906 года постройки было ассигновано 147 млн рублей. За проект взялось архитектурное бюро «Kontora» и архитекторы Дмитрий Барьюдин и Игорь Апарин, ранее занимавшиеся дизайном выставок Музея ГУЛАГа. Для облицовки трех уличных фасадов авторы долго искали металл, который бы со временем потемнел до черноты. Наконец, в финском городе Пори нашлась подходящая медь. Одну стену оставили кирпичной. Внутреннее двусветное пространство музея представляет собой сочетание простых материалов, «рваного» кирпича, фанеры, неокрашенной штукатурки, акустических панелей и открытой проводки; верхние ярусы – железные галереи.
 
В административной части положили желтые наливные полы. Музей отныне располагает пространством для временных выставок, кинозала, фондохранилища, исследовательского центра, студии визуальной антропологии, библиотеки книг, посвященных репрессиям, издательского и волонтерского центра. Кроме того, на крыше предусмотрена открытая площадка. На прилегающей территории планируется разбить Сад памяти, где будут собраны имена всех погибших в годы репрессий.
 
Постоянной экспозиции в Музее ГУЛАГа пока нет. К открытию подготовили выставку «Национальная память о ГУЛАГе». Сто предметов, в том числе печальных находок в местах массовых расстрелов, были привезены из двадцати музеев со всех концов России, объединенных драматической темой, рассказанной через призму личных историй. Карта СССР с нанесенными на нее местами лагерей, описанных в книге Александра Солженицына «Архипелаг Гулаг», лагерных управлений и количеством заключенных, содержащихся там в разные годы служит немым укором и назиданием потомкам. Эпоха ГУЛАГа оставила редкие артефакты, задача музея – высветить тему сохранения исторической памяти, миссия – в постижении того, как нам осмыслять свое прошлое.
 
Вдова писателя, Наталия Солженицына высказала ту мысль во время церемонии открытии нового здания музея: «Тот народ, который не знает своего прошлого, обречен, безоружен перед будущим. У нас просто нет права на ошибку».
 
Роман Романов: «До сих пор есть люди, которые даже не знают, что у нас в истории был такой период – приходят в музей и спрашивают – а что такое ГУЛАГ? Вспоминание – активный процесс. Музею нужно было пространство для развития – и оно нашлось»
 
Музей ГУЛАГа: 1-й Самотечный пер., д.9, стр.1, тел. (495) 621 73 10, www.gmig.ru
Наталия Солженицына на открытии нового здания Музея ГУЛАГа в Москве. Фото предоставлено музеем
Наталия Солженицына на открытии нового здания Музея ГУЛАГа в Москве. Фото предоставлено музеем
Комментарии
comments powered by HyperComments