11.11.2015
Кижский погост
- Наследие Реставрация Практика
- Исследование
Необычайные для северных широт разнообразие и живописность природы Кижских островов отмечали путешественники и естествоиспытатели, начиная с XVIII века.
В течение веков люди Заонежья своей жизнью преображали окружающие земли: на месте вековых ельников возникли поля, луга, сложенные из камней поднялись из земли гряды-«ровницы», на берегах рек и озер выросли дома, часовни, церкви.
Природа Заонежья, Кижских островов стала тем источником, идеалом красоты и рациональности, который вдохновил древних мастеров на создание величественных деревянных храмов Кижского погоста. За кажущейся на первый взгляд сложностью конструктивного решения церкви Преображения Господня Кижского погоста прослеживается чёткий и ясный архитектурный замысел. В основу церкви заложен крестообразный план, образованный центральным восьмистенным срубом (так называемым «восьмериком») с четырьмя прирубами, ориентированными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или церковь «круглая о 20-ти стенном окладе».
Пирамидальную устремленность ввысь церкви придают три восьмерика, поставленные один на другой и постепенно уменьшающиеся кверху в пропорции 18, 6 и 3 метра. Вместе с четырьмя прирубами они создают живописную пятиярусную композицию. Пятистенный алтарь устроен с восточной стороны. С запада к основному объёму примыкает просторная трапезная (притвор) с высоким парадным двухмаршевым крыльцом. Идея «всефасадности» заложена в центричности композиции: церковь не имеет парадной стороны, она одинаково красива со всех сторон.
Церковь срублена из сосны «насухо», то есть без прокладки мха между венцами и увенчана 22-мя разновеликими (по ярусам) главками, покрытыми осиновым лемехом. Главки установлены на «бочках» – кровлях криволинейных конструкций, повторяющих силуэты куполов. Преображенская церковь – произведение своего времени, отразившего стремление к особой нарядности, что было характерно для народной культуры России начала XVIII века.
За прошедшие столетия многое изменилось в облике многочисленных островов и Заонежского полуострова в районе острова Кижи. Исторические события и жизненный уклад жителей с древних времен и до настоящего времени наложили свои отпечатки на окружающий ландшафт. Величественный Кижский погост, как и прежде, внимание не только исследователей деревянного зодчества, но и многочисленных туристов.
В 2014 году церковь Преображения Господня Кижского погоста – символ русского деревянного зодчества, получивший международное признание в статусе объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО – отметила 300-летие. Реставрация храма, выведение его из аварийного состояния и представление в полном объеме с восстановленным иконостасом послужит мощным стимулом для увеличения роста интереса туристов к музею. Музей планирует завершить все работы и открыть Преображенскую церковь для посетителей в 2018-2019 годах.
Уникальность проекта реставрации храма состоит не только в сложности работ и новизне применяемых технологий, но и в том, что на протяжении всего периода реставрационных работ основной объем церкви всегда находится на месте – Кижском погосте. Церковь разделена на семь технологических поясов, каждый пояс разбирается, реставрируется и затем собирается на погосте. В основу эскизного проекта реставрации, разработанного Владимиром Рахмановым из НИИ «Спецпроектреставрация» (Санкт-Петербург) в 1999-2001 годах, заложен метод последовательной переборки и реставрации каждого вывешенного пояса.
Стоит отметить, что с помощью элементов технологии вывешивания («лифтинга») был отреставрирован Императорский Каменноостровский театр в Санкт–Петербурге, основная идея по его полной переборке без полной раскатки была взята у Преображенской церкви. Реставрация театра была отмечена золотой медалью на реставрационной выставке в Лейпциге в 2010 году.
Высота технологического пояса составляет от трех до пяти метров, каждый пояс вывешивается на силовом каркасе с помощью домкратов независимо друг от друга для последовательной разборки и реставрации нижерасположенного пояса. Верхние венцы нижнего пояса являются геометрической основой для сборки следующего пояса, что позволяет исправлять нарушенную геометрию всего сруба в целом. При этом методе для поярусного вывешивания каждого технологического пояса используется находящийся внутри церкви силовой металлический каркас, установленный в 1982 году.
Таким образом, даже сейчас, во время проведения реставрационных работ, архитектурный ансамбль Кижского погоста не утратил своей целостности, красоты и привлекательности. Важнейший экспозиционный объект в музее-заповеднике «Кижи» не исчез из системы экскурсионного показа. Более того, появился дополнительный акцент экспозиционной деятельности – демонстрация реставрационного процесса. Новая экскурсионная программа «Таинство реставрации» в реставрационно-производственном центре показывает процесс реставрации очередного пояса церкви. Она пользуется популярностью у туристов, уникальность программы в том, что действовать она будет только до 2018 года, когда процесс реставрации будет закончен. Во время экскурсии туристы имеют возможность увидеть плотницкий центр и воочию понаблюдать за работами мастеров-реставраторов.
Столь ответственные и сложные работы начали бывший директор музея Эльвира Аверьянова и заместитель директора по реставрации Николай Попов, которые подошли к подготовке реставрации церкви весьма основательно. Так как объем реставрационных работ предполагался большой, проект был немыслим без реставрационно-производственного комплекса на острове Кижи. Он был построен в 2003 году и включает в себя склад для хранения разобранных элементов технологического пояса, теплый цех для непосредственной реставрации элементов и холодный сборочный цех для предварительной сборки пояса до и после реставрации.
Сегодня элементы Преображенской церкви меняют не целиком, реставрационные работы ведутся по одобренной методике с максимальным сохранением исторического материала. Методика реставрации бревен, элементов церкви шлифовалась годами, согласовывалась с российскими, международными экспертами и получила их положительную оценку.
С подготовительного этапа реставрации храма и до сегодняшнего момента аттестованные специалисты «Плотницкого центра» музея под руководством Андрея Ковальчука проводят работы по реставрации бревен сруба. Работа больше похожа на «лечение», так как в сложных случаях используется высокоточная техника – резистограф, а сами реставрационные работы отличаются высокой степенью сохранности исторического материала. Реставрационные работы разнообразны и технически ювелирны. Реставраторы «Плотницкого центра» за эти годы стали настоящими экспертами и специалистами по «лечению» бревен. Делается это для того, чтобы замен подлинных элементов был как можно меньше. На сегодня он составляет 30%. В 80-х годах прошлого века ученые и исследователи церкви определили угрожающий процент замены – более 50% исторического материала.
Летом 2015 года «Плотницким центром» музея установлена первая отреставрированная главка над алтарным прирубом храма и проводятся работы по оформлению лемехом бочек IV пояса. Параллельно плотницкий центр планирует с декабря 2015 года традиционно выполнять работы по реставрации III-го технологического пояса.
Реставрационные работы, а именно разборка очередного технологического пояса, а также монтаж и демонтаж системы вывешивания сруба проводятся в благоприятный период времени – с весны по осень. С этой задачей успешно справляется фирма ООО СКФ «Алекон» из Санкт-Петербурга, возглавляемая Александром Савельевым. Команда «Алекона» проводила монтаж системы «вывешивания» сруба и пробный подъем в 2004 году. Работа ответственная и аккуратная, так как при демонтаже необходимо не только ответственно разобрать и перевезти технологический пояс в реставрационный комплекс для последующей его реставрации, но и перемонтировать систему вывешивания при «конфликте» металла и дерева (металлические конструкции зачастую мешают сборке-разборке пояса). Проектные решения по изменению схем работы системы вывешивания сруба принимает Иосиф Раша, он же выполняет работы по техническому надзору за металлоконструкциями.
В 2015 году на основании заключенных в 2014 году и перешедших на 2015 год контрактов на реставрацию церкви Преображения Господня «Алекон» выполнил работы по демонтажу технологической системы лифтинга, металлического каркаса для разборки и перевозке в реставрационный комплекс III-го технологического пояса.
Сборка отреставрированного сруба происходит также в благоприятный период календарного года, когда северные морозы, ветра, дожди и короткий световой день не мешают работе на погосте. На протяжении последних лет команда реставраторов ООО АРЦ «Заонежье», возглавляемая Виталием Скопиным и Алексей Чусовым, выполняет реставрационные работы по сборке сруба на погосте и в сборочном цехе музея. Их задача состоит в максимальном исправлении деформаций сруба, которые образовались за 300 лет, и в максимальном попадании в четкую геометрию нижележащего технологического пояса. Работа эта очень ответственная и кропотливая.
Летом 2015 года команда реставраторов ООО АРЦ «Заонежье» выполнила работы по сборке на погосте отреставрированного IV-го технологического пояса церкви Преображения Господня.
В зимний период работы на погосте не ведутся, церковь консервируется от воздействия неблагоприятных атмосферных явлений. Зимой реставрационные работы сосредоточены в реставрационном комплексе, где складирован разобранный технологический пояс и идет реставрация элементов сруба (бревен) с промежуточной сборкой. В августе 2015 года Плотницкий центр музея в сборочном цехе предварительно собрал III неотреставрированный пояс для уточнения автором проекта решений по реставрации.
На сегодняшний день большая часть работ по замене и реставрации четырех технологических поясов уже завершена, остался самый сложный участок реставрации – верхняя часть церкви. Остались позади ответственные работы по воссозданию фундамента, проведена реставрация самого нижнего, VII технологического пояса, выполнены реставрационные работы VI и V технологического пояса. Реставрационные работы выполнены и на IV технологическом поясе, он собран на погосте и ведутся работы по оформлению бочек пояса лемехом.
Впереди – реставрационные работы на трех поясах, которые необходимо выполнить с учетом всех проектных решений по усилению и укреплению конструкций церкви. С этой задачей в прошлом веке столкнулись многие исследователи, но они так и не пришли к единому мнению.
Немного истории. Через некоторое время после постройки из-за неравномерной усадки сруба церкви потребовался ремонт. На протяжении следующих двухсот лет местные плотники исправляли деформации и проводили текущие ремонты и «поновления». В 1759 году был выполнен ремонт «неба», потолочного иконостаса. В 1818-1823 годах церковь обшили, а главки окрыли металлом. В 1866-1868 годах была проведена замена обшивки, ремонт фундамента, замена бревен, исправление деформаций. В 1894-1895 годах храм был покрашен, главки вновь покрыли железом. В XX веке деформации вновь усилились, и храм всеми силами пытались сохранить и восстановить. В 1980 году объект был признан аварийным с нарастанием вертикальных отклонений в связи с деформациями до одного метра. Было принято решение о монтаже внутри церкви внутреннего поддерживающего силового металлического каркаса, который сегодня используется при реставрации.
В ходе реализации проекта укрепления исторических конструкций Плотницкий центр музея в 2015 году укрепил диагональные стены восьмерика сжимами, которые ранее были под обшивкой сруба. После проведения укрепления срубовых конструкций новых деформаций сруба не выявлено. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО музей самостоятельно выполнял в 2014-2015 годах мониторинг деформаций церкви после проведенных реставрационных работ.
Для автора проекта Владимира Рахманова важно, чтобы разработанные проектные предложения, в первую очередь, позволили конструкциям памятника в максимальной степени «работать самим» без изменения их характера и специфики, в этом же заключаются и рекомендации ЮНЕСКО.
Судьба Преображенской церкви находится в руках команды единомышленников, талантливой команды музейщиков, реставраторов и проектировщиков, которые на протяжении вот уже более десяти лет ведут слаженную работу по реставрации церкви. Споры, обсуждения, постоянная работа над проектными решениями позволяют предпринимать правильные шаги по реставрации церкви. Первыми это важное условие реставрации отметили эксперты миссии ЮНЕСКО, которые рекомендовали в обязательном порядке сохранить команду специалистов.
Каждый этап выполненных работ, а также проектные предложения музей ежегодно представляет на согласование российским и международным экспертам в период работы миссии ЮНЕСКО на острове Кижи. По окончании работы миссия выдает музею рекомендации. Ежегодный отчет о проделанной работе направляется в комитет ЮНЕСКО. Все эти годы реставрация ведется под техническим и инженерным контролем сотрудников музея, авторов проекта, российских экспертов, специалистов Министерства культуры России и международных экспертов ЮНЕСКО. Такая работа позволяет избегать ошибок и проводить работы более слаженно и оперативно. Сегодня музею важно закончить реставрацию храма с учетом рекомендаций миссии ЮНЕСКО о безостановочном выполнении реставрационных работ и с сохранением темпа реставрации церкви.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Природа Заонежья, Кижских островов стала тем источником, идеалом красоты и рациональности, который вдохновил древних мастеров на создание величественных деревянных храмов Кижского погоста. За кажущейся на первый взгляд сложностью конструктивного решения церкви Преображения Господня Кижского погоста прослеживается чёткий и ясный архитектурный замысел. В основу церкви заложен крестообразный план, образованный центральным восьмистенным срубом (так называемым «восьмериком») с четырьмя прирубами, ориентированными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или церковь «круглая о 20-ти стенном окладе».
Пирамидальную устремленность ввысь церкви придают три восьмерика, поставленные один на другой и постепенно уменьшающиеся кверху в пропорции 18, 6 и 3 метра. Вместе с четырьмя прирубами они создают живописную пятиярусную композицию. Пятистенный алтарь устроен с восточной стороны. С запада к основному объёму примыкает просторная трапезная (притвор) с высоким парадным двухмаршевым крыльцом. Идея «всефасадности» заложена в центричности композиции: церковь не имеет парадной стороны, она одинаково красива со всех сторон.
Церковь срублена из сосны «насухо», то есть без прокладки мха между венцами и увенчана 22-мя разновеликими (по ярусам) главками, покрытыми осиновым лемехом. Главки установлены на «бочках» – кровлях криволинейных конструкций, повторяющих силуэты куполов. Преображенская церковь – произведение своего времени, отразившего стремление к особой нарядности, что было характерно для народной культуры России начала XVIII века.
За прошедшие столетия многое изменилось в облике многочисленных островов и Заонежского полуострова в районе острова Кижи. Исторические события и жизненный уклад жителей с древних времен и до настоящего времени наложили свои отпечатки на окружающий ландшафт. Величественный Кижский погост, как и прежде, внимание не только исследователей деревянного зодчества, но и многочисленных туристов.
В 2014 году церковь Преображения Господня Кижского погоста – символ русского деревянного зодчества, получивший международное признание в статусе объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО – отметила 300-летие. Реставрация храма, выведение его из аварийного состояния и представление в полном объеме с восстановленным иконостасом послужит мощным стимулом для увеличения роста интереса туристов к музею. Музей планирует завершить все работы и открыть Преображенскую церковь для посетителей в 2018-2019 годах.
Уникальность проекта реставрации храма состоит не только в сложности работ и новизне применяемых технологий, но и в том, что на протяжении всего периода реставрационных работ основной объем церкви всегда находится на месте – Кижском погосте. Церковь разделена на семь технологических поясов, каждый пояс разбирается, реставрируется и затем собирается на погосте. В основу эскизного проекта реставрации, разработанного Владимиром Рахмановым из НИИ «Спецпроектреставрация» (Санкт-Петербург) в 1999-2001 годах, заложен метод последовательной переборки и реставрации каждого вывешенного пояса.
Стоит отметить, что с помощью элементов технологии вывешивания («лифтинга») был отреставрирован Императорский Каменноостровский театр в Санкт–Петербурге, основная идея по его полной переборке без полной раскатки была взята у Преображенской церкви. Реставрация театра была отмечена золотой медалью на реставрационной выставке в Лейпциге в 2010 году.
Высота технологического пояса составляет от трех до пяти метров, каждый пояс вывешивается на силовом каркасе с помощью домкратов независимо друг от друга для последовательной разборки и реставрации нижерасположенного пояса. Верхние венцы нижнего пояса являются геометрической основой для сборки следующего пояса, что позволяет исправлять нарушенную геометрию всего сруба в целом. При этом методе для поярусного вывешивания каждого технологического пояса используется находящийся внутри церкви силовой металлический каркас, установленный в 1982 году.
Таким образом, даже сейчас, во время проведения реставрационных работ, архитектурный ансамбль Кижского погоста не утратил своей целостности, красоты и привлекательности. Важнейший экспозиционный объект в музее-заповеднике «Кижи» не исчез из системы экскурсионного показа. Более того, появился дополнительный акцент экспозиционной деятельности – демонстрация реставрационного процесса. Новая экскурсионная программа «Таинство реставрации» в реставрационно-производственном центре показывает процесс реставрации очередного пояса церкви. Она пользуется популярностью у туристов, уникальность программы в том, что действовать она будет только до 2018 года, когда процесс реставрации будет закончен. Во время экскурсии туристы имеют возможность увидеть плотницкий центр и воочию понаблюдать за работами мастеров-реставраторов.
Столь ответственные и сложные работы начали бывший директор музея Эльвира Аверьянова и заместитель директора по реставрации Николай Попов, которые подошли к подготовке реставрации церкви весьма основательно. Так как объем реставрационных работ предполагался большой, проект был немыслим без реставрационно-производственного комплекса на острове Кижи. Он был построен в 2003 году и включает в себя склад для хранения разобранных элементов технологического пояса, теплый цех для непосредственной реставрации элементов и холодный сборочный цех для предварительной сборки пояса до и после реставрации.
Сегодня элементы Преображенской церкви меняют не целиком, реставрационные работы ведутся по одобренной методике с максимальным сохранением исторического материала. Методика реставрации бревен, элементов церкви шлифовалась годами, согласовывалась с российскими, международными экспертами и получила их положительную оценку.
С подготовительного этапа реставрации храма и до сегодняшнего момента аттестованные специалисты «Плотницкого центра» музея под руководством Андрея Ковальчука проводят работы по реставрации бревен сруба. Работа больше похожа на «лечение», так как в сложных случаях используется высокоточная техника – резистограф, а сами реставрационные работы отличаются высокой степенью сохранности исторического материала. Реставрационные работы разнообразны и технически ювелирны. Реставраторы «Плотницкого центра» за эти годы стали настоящими экспертами и специалистами по «лечению» бревен. Делается это для того, чтобы замен подлинных элементов был как можно меньше. На сегодня он составляет 30%. В 80-х годах прошлого века ученые и исследователи церкви определили угрожающий процент замены – более 50% исторического материала.
Летом 2015 года «Плотницким центром» музея установлена первая отреставрированная главка над алтарным прирубом храма и проводятся работы по оформлению лемехом бочек IV пояса. Параллельно плотницкий центр планирует с декабря 2015 года традиционно выполнять работы по реставрации III-го технологического пояса.
Реставрационные работы, а именно разборка очередного технологического пояса, а также монтаж и демонтаж системы вывешивания сруба проводятся в благоприятный период времени – с весны по осень. С этой задачей успешно справляется фирма ООО СКФ «Алекон» из Санкт-Петербурга, возглавляемая Александром Савельевым. Команда «Алекона» проводила монтаж системы «вывешивания» сруба и пробный подъем в 2004 году. Работа ответственная и аккуратная, так как при демонтаже необходимо не только ответственно разобрать и перевезти технологический пояс в реставрационный комплекс для последующей его реставрации, но и перемонтировать систему вывешивания при «конфликте» металла и дерева (металлические конструкции зачастую мешают сборке-разборке пояса). Проектные решения по изменению схем работы системы вывешивания сруба принимает Иосиф Раша, он же выполняет работы по техническому надзору за металлоконструкциями.
В 2015 году на основании заключенных в 2014 году и перешедших на 2015 год контрактов на реставрацию церкви Преображения Господня «Алекон» выполнил работы по демонтажу технологической системы лифтинга, металлического каркаса для разборки и перевозке в реставрационный комплекс III-го технологического пояса.
Сборка отреставрированного сруба происходит также в благоприятный период календарного года, когда северные морозы, ветра, дожди и короткий световой день не мешают работе на погосте. На протяжении последних лет команда реставраторов ООО АРЦ «Заонежье», возглавляемая Виталием Скопиным и Алексей Чусовым, выполняет реставрационные работы по сборке сруба на погосте и в сборочном цехе музея. Их задача состоит в максимальном исправлении деформаций сруба, которые образовались за 300 лет, и в максимальном попадании в четкую геометрию нижележащего технологического пояса. Работа эта очень ответственная и кропотливая.
Летом 2015 года команда реставраторов ООО АРЦ «Заонежье» выполнила работы по сборке на погосте отреставрированного IV-го технологического пояса церкви Преображения Господня.
В зимний период работы на погосте не ведутся, церковь консервируется от воздействия неблагоприятных атмосферных явлений. Зимой реставрационные работы сосредоточены в реставрационном комплексе, где складирован разобранный технологический пояс и идет реставрация элементов сруба (бревен) с промежуточной сборкой. В августе 2015 года Плотницкий центр музея в сборочном цехе предварительно собрал III неотреставрированный пояс для уточнения автором проекта решений по реставрации.
На сегодняшний день большая часть работ по замене и реставрации четырех технологических поясов уже завершена, остался самый сложный участок реставрации – верхняя часть церкви. Остались позади ответственные работы по воссозданию фундамента, проведена реставрация самого нижнего, VII технологического пояса, выполнены реставрационные работы VI и V технологического пояса. Реставрационные работы выполнены и на IV технологическом поясе, он собран на погосте и ведутся работы по оформлению бочек пояса лемехом.
Впереди – реставрационные работы на трех поясах, которые необходимо выполнить с учетом всех проектных решений по усилению и укреплению конструкций церкви. С этой задачей в прошлом веке столкнулись многие исследователи, но они так и не пришли к единому мнению.
Немного истории. Через некоторое время после постройки из-за неравномерной усадки сруба церкви потребовался ремонт. На протяжении следующих двухсот лет местные плотники исправляли деформации и проводили текущие ремонты и «поновления». В 1759 году был выполнен ремонт «неба», потолочного иконостаса. В 1818-1823 годах церковь обшили, а главки окрыли металлом. В 1866-1868 годах была проведена замена обшивки, ремонт фундамента, замена бревен, исправление деформаций. В 1894-1895 годах храм был покрашен, главки вновь покрыли железом. В XX веке деформации вновь усилились, и храм всеми силами пытались сохранить и восстановить. В 1980 году объект был признан аварийным с нарастанием вертикальных отклонений в связи с деформациями до одного метра. Было принято решение о монтаже внутри церкви внутреннего поддерживающего силового металлического каркаса, который сегодня используется при реставрации.
В ходе реализации проекта укрепления исторических конструкций Плотницкий центр музея в 2015 году укрепил диагональные стены восьмерика сжимами, которые ранее были под обшивкой сруба. После проведения укрепления срубовых конструкций новых деформаций сруба не выявлено. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО музей самостоятельно выполнял в 2014-2015 годах мониторинг деформаций церкви после проведенных реставрационных работ.
Для автора проекта Владимира Рахманова важно, чтобы разработанные проектные предложения, в первую очередь, позволили конструкциям памятника в максимальной степени «работать самим» без изменения их характера и специфики, в этом же заключаются и рекомендации ЮНЕСКО.
Судьба Преображенской церкви находится в руках команды единомышленников, талантливой команды музейщиков, реставраторов и проектировщиков, которые на протяжении вот уже более десяти лет ведут слаженную работу по реставрации церкви. Споры, обсуждения, постоянная работа над проектными решениями позволяют предпринимать правильные шаги по реставрации церкви. Первыми это важное условие реставрации отметили эксперты миссии ЮНЕСКО, которые рекомендовали в обязательном порядке сохранить команду специалистов.
Каждый этап выполненных работ, а также проектные предложения музей ежегодно представляет на согласование российским и международным экспертам в период работы миссии ЮНЕСКО на острове Кижи. По окончании работы миссия выдает музею рекомендации. Ежегодный отчет о проделанной работе направляется в комитет ЮНЕСКО. Все эти годы реставрация ведется под техническим и инженерным контролем сотрудников музея, авторов проекта, российских экспертов, специалистов Министерства культуры России и международных экспертов ЮНЕСКО. Такая работа позволяет избегать ошибок и проводить работы более слаженно и оперативно. Сегодня музею важно закончить реставрацию храма с учетом рекомендаций миссии ЮНЕСКО о безостановочном выполнении реставрационных работ и с сохранением темпа реставрации церкви.
тема:
Реставрации в России