11.06.2008
«Связь времен». Итоги выставки и круглого стола
- Репортаж
- выставка
Экспозиция выставки «Связь времен»
информация:
-
где:
Россия. Санкт-Петербург -
архитектор:
Евгений Подгорнов -
тема:
Санкт-Петербург. Современная архитектура в исторической ткани города
8-9 июня в Петербурге в музее Набокова (Большая Морская ул., 47) прошла выставка, приуроченная к долгожданному подведению итогов конкурса «Связь времен», организованному общественным движением "Живой город"
Идея этого конкурса появилась около года назад, когда на одном из круглых столов архитектор Земцов начал свое выступление словами: «Вот все ругают архитекторов…»
Позже мы стали замечать, что новые здания в историческом центре города, которые высоко оцениваются специалистами, вызывают отторжение у горожан. Но у экспертов есть возможность высказывать свое мнение на собраниях Градостроительного совета, в газетных и журнальных публикациях, в теле- и радиопередачах. А мнение обывателей не знает никто.
Однако в этом традиционном конфликте творца и толпы есть одно «НО». Если книгу, которая тебе не нравится, можно не читать, фильм – не смотреть, музыку – не слушать, то от архитектуры никуда не деться, она присутствует на улицах города, и нам, горожанам, приходится ее оценивать.
«Живой город» поставил перед собой задачу организовать диалог между экспертами, архитекторами и горожанами. Пространством для такого диалога стала эта выставка.
Экспозиция выставки состояла из фотографий тех двадцати зданий, которые «Живой город» предложил для народного голосования, и комментариев горожан – архитекторов, искусствоведов, архитектурных критиков, а также людей, чья профессия не связана с архитектурой и градостроительством.
8 июня жители города могли ознакомиться с выставкой. Было также озвучено имя победителя – Евгений Вячеславович Подгорнов и его проект «Северный модерн на Петроградской». К сожалению, в тот день сам архитектор не смог присутствовать на выставке.
После того, как был объявлен победитель, журналисты и горожане смогли побеседовать с архитектором Марком Альбертовичем Рейнбергом, посетившим выставку. Дискуссия развернулась вокруг здания на Казанской улице, д.3, спроектированного мастерской Рейнберга и Шарова. Марк Альбертович уверял, что здание не может быть неудачным, раз оно прошло согласование КГИОП и Градсовета, но жители были другого мнения, говоря о неуместности подобного здания подле Казанского собора. В ответ на это архитектор заметил, что многие здания, которые сегодня признаны шедеврами, вызывали критику среди современников, и что «через 20 лет на этом доме повесят мемориальную доску». Однако, когда страсти улеглись, архитектор подробно изложил свой взгляд на историю архитектуры, прокомментировал некоторые здания, представленные на конкурс и ушел, посетовав напоследок, что архитекторам не дают объяснять свои проекты для горожан. Марк Альбертович убежден, что, выслушав мнение архитектора, горожане иначе оценивали бы его творения. Это лишний раз подтвердило значимость подобных диалогов для всех его участников.
9 июня состоялся круглый стол, на котором посетители выставки смогли обменяться своими впечатлениями с такими специалистами, как Михаил Николаевич Микишатьев, Михаил Нафталиевич Золотоносов, Александр Александрович Кононов. Обсуждение получилось одновременно эмоциональным и дружелюбным. Каждый из участников мог задать любые вопросы, высказать свое мнение, поспорить или согласиться с говорящими.
По итогам обсуждения можно сделать следующий вывод: сейчас мы наблюдаем восстановление архитектуры после застоя второй половины ХХ века. Поскольку преемственность поколений была утеряна, сверхсовременные здания абсолютно неуместны в историческом центре. С другой стороны, кардинально сменился инструментарий архитектора. Если раньше здание рисовали, тщательно продумывая каждую деталь, каждый отдельный участок стены, то сегодня компьютерное моделирование позволяет небрежнее относиться к деталям, которые как раз и формируют основное впечатление от здания. В связи с этим нет ничего постыдного для архитектора, проектирующего здание в центре города, ориентироваться на образцы XVIII, XIX или начала XX века. Кроме того, архитектор должен быть более настойчив при обсуждении проекта с инвестором, убеждая его не экономить на деталях или материалах, а довериться вкусу профессионала.
В середине обсуждения в зале появился Евгений Вячеславович Подгорнов – победитель конкурса по итогам народного голосования. Ему торжественно был вручен диплом. После Евгений рассказал о своем проекте-победителе и о некоторых других своих постройках в Санкт-Петербурге. Не все они вызвали симпатию и понимание в зале, но всем было интересно услышать объяснение архитектора.
Организаторы конкурса благодарят всех, кто принял в нем участие на всех этапах проекта. Мы убедились, что подобные обсуждения и конкурсы востребованы современным обществом и намерены в дальнейшем сделать этот проект ежегодным.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Позже мы стали замечать, что новые здания в историческом центре города, которые высоко оцениваются специалистами, вызывают отторжение у горожан. Но у экспертов есть возможность высказывать свое мнение на собраниях Градостроительного совета, в газетных и журнальных публикациях, в теле- и радиопередачах. А мнение обывателей не знает никто.
Однако в этом традиционном конфликте творца и толпы есть одно «НО». Если книгу, которая тебе не нравится, можно не читать, фильм – не смотреть, музыку – не слушать, то от архитектуры никуда не деться, она присутствует на улицах города, и нам, горожанам, приходится ее оценивать.
«Живой город» поставил перед собой задачу организовать диалог между экспертами, архитекторами и горожанами. Пространством для такого диалога стала эта выставка.
Экспозиция выставки состояла из фотографий тех двадцати зданий, которые «Живой город» предложил для народного голосования, и комментариев горожан – архитекторов, искусствоведов, архитектурных критиков, а также людей, чья профессия не связана с архитектурой и градостроительством.
8 июня жители города могли ознакомиться с выставкой. Было также озвучено имя победителя – Евгений Вячеславович Подгорнов и его проект «Северный модерн на Петроградской». К сожалению, в тот день сам архитектор не смог присутствовать на выставке.
После того, как был объявлен победитель, журналисты и горожане смогли побеседовать с архитектором Марком Альбертовичем Рейнбергом, посетившим выставку. Дискуссия развернулась вокруг здания на Казанской улице, д.3, спроектированного мастерской Рейнберга и Шарова. Марк Альбертович уверял, что здание не может быть неудачным, раз оно прошло согласование КГИОП и Градсовета, но жители были другого мнения, говоря о неуместности подобного здания подле Казанского собора. В ответ на это архитектор заметил, что многие здания, которые сегодня признаны шедеврами, вызывали критику среди современников, и что «через 20 лет на этом доме повесят мемориальную доску». Однако, когда страсти улеглись, архитектор подробно изложил свой взгляд на историю архитектуры, прокомментировал некоторые здания, представленные на конкурс и ушел, посетовав напоследок, что архитекторам не дают объяснять свои проекты для горожан. Марк Альбертович убежден, что, выслушав мнение архитектора, горожане иначе оценивали бы его творения. Это лишний раз подтвердило значимость подобных диалогов для всех его участников.
9 июня состоялся круглый стол, на котором посетители выставки смогли обменяться своими впечатлениями с такими специалистами, как Михаил Николаевич Микишатьев, Михаил Нафталиевич Золотоносов, Александр Александрович Кононов. Обсуждение получилось одновременно эмоциональным и дружелюбным. Каждый из участников мог задать любые вопросы, высказать свое мнение, поспорить или согласиться с говорящими.
По итогам обсуждения можно сделать следующий вывод: сейчас мы наблюдаем восстановление архитектуры после застоя второй половины ХХ века. Поскольку преемственность поколений была утеряна, сверхсовременные здания абсолютно неуместны в историческом центре. С другой стороны, кардинально сменился инструментарий архитектора. Если раньше здание рисовали, тщательно продумывая каждую деталь, каждый отдельный участок стены, то сегодня компьютерное моделирование позволяет небрежнее относиться к деталям, которые как раз и формируют основное впечатление от здания. В связи с этим нет ничего постыдного для архитектора, проектирующего здание в центре города, ориентироваться на образцы XVIII, XIX или начала XX века. Кроме того, архитектор должен быть более настойчив при обсуждении проекта с инвестором, убеждая его не экономить на деталях или материалах, а довериться вкусу профессионала.
В середине обсуждения в зале появился Евгений Вячеславович Подгорнов – победитель конкурса по итогам народного голосования. Ему торжественно был вручен диплом. После Евгений рассказал о своем проекте-победителе и о некоторых других своих постройках в Санкт-Петербурге. Не все они вызвали симпатию и понимание в зале, но всем было интересно услышать объяснение архитектора.
Организаторы конкурса благодарят всех, кто принял в нем участие на всех этапах проекта. Мы убедились, что подобные обсуждения и конкурсы востребованы современным обществом и намерены в дальнейшем сделать этот проект ежегодным.
ссылки:
статьи на эту тему:
19.10.2017
Елена Петухова. Никита Явейн: «Чтобы каждый мог соизмерить себя с произошедшим» // Архи.ру
10.01.2013
Татьяна Лиханова. Разбор новогодних подарков // Новая Газета СПб, №1, 10-13 января, 10.01.2013