RSS
21.07.2015

Архитектурное пространство и образовательный процесс

  • Архитектура
  • Интервью

информация:

  • где:
    Россия. Москва

Отзывчивость, многофункциональность и трансформируемость – не набор абстрактных архитектурных терминов, а реальные критерии, которые учитываются при строительстве современных школ во всем мире. Сегодня эти новые феномены для российской школьной архитектуры не только начинают внедряться в современную строительную практику, но и становятся важными факторами у родителей при выборе школы для ребенка.

Как эти факторы влияют на образовательный процесс и помогают воспитывать конкурентоспособных выпускников, обсудили в прямом эфире передачи «Родительское собрание» на радио «Эхо Москвы» журналист Сергей Бунтман, старший архитектор КБ «Стрелка» Алена Жмурова и руководитель проекта «Умная школа» Марк Сартан.

Привычное нам здание «школы-завода» индустриальной эпохи окончательно устарело. Пространства современных школ меняются в сторону разнообразия, они стремятся соответствовать новым образовательным целям и подходам к обучению. Одна и та же классная комната, многократно клонированная на нескольких этажах, не отвечает этим потребностям.

«При проектировании образовательного пространства необходимо прежде всего отталкиваться от потребностей ребенка. Важно, чтобы архитектура и планировка позволяли учителю трансформировать помещение под определенную образовательную цель и задачу. Надо помнить, что именно содержание образования диктует форму, а не наоборот, – отметила старший архитектор КБ «Стрелка» Алена Жмурова. – Такие многофункциональные пространства мы называем «отзывчивыми». Они могут быть легко трансформированы под меняющиеся потребности учителей и учеников».

Демографические данные говорят о том, что к 2020 году школьных мощностей в России не будет хватать. Кроме того, несколько лет назад правительством были приняты законы, подразумевающие, что в ближайшие несколько лет все школы в России будут работать только в одну смену. В итоге в ближайшие 15–20 лет по стране нужно будет создать 25 миллионов новых учебных мест — а значит, строить полностью новые здания.

«Сегодня массовое образование уходит от единообразия в сторону вариативности. В старом здании современному образованию становится попросту «тесно», поэтому многие школы стремятся соответствовать новым принципам организации архитектурного пространства – стать более открытыми, трансформируемыми и многофункциональными, – заявил руководитель проекта «Умная школа» Марк Сартан. – При организации пространства «Умной школы» мы соблюдаем не только эти принципы, но и стремимся создать типовой проект новой современной российской школы».

Как ранее многократно отмечали российские эксперты и чиновники, российская образовательная программа становится более разнообразной и вариативной, все большее значение имеет творческий процесс и индивидуальный подход к каждому ученику. Министр образования Иркутской области Елена Осипова выделяла роль архитектуры учебного пространства и его многофункциональность. Все больше школ, по ее мнению, стремится усовершенствовать свою архитектуру, сделать ее соответствующей тенденциям развития современного образования. Однако, как отмечала заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ Наталья Логутова, без изменения качества преподавания и улучшения образовательной программы невозможно добиться хорошего результата даже в самом многофункциональном здании.
Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: