28.05.2008

Бернаскони против Олджати

  • Архитектура
  • Объект
Валерио Олджати. Музейный центр PermMuseumXXI. Конкурсный проект Валерио Олджати. Музейный центр PermMuseumXXI. Конкурсный проект

информация:

Наконец-то объявлены результаты конкурса, который организаторы называют «самым амбициозным архитектурным конкурсом новой России». Чтобы обеспечить Пермскую галерею знаковым зданием, были задействованы мощные силы — одна Заха Хадид чего стоит

Впрочем, дело не только в этом: в России новые музейные здания появляются крайне редко и их, как правило, пытаются объединить с торговыми заведениями, а также с жилыми апартаментами. Свежий московский пример — «Апельсин», спроектированный сэром Норманном Фостером по просьбе компании «Интеко», присмотревшей для мультифункционального сооружения замечательное пятно, занятое Центральным домом художника. Пример более старый, но не менее остроумный — неудавшаяся попытка возвести в центре Питера жилой дом с фондохранилищем Русского музея в подвале. На таком фоне концепция пермского соревнования кажется особенно выигрышной. Кроме того, ЦСА удалось созвать сильное жюри: наряду с отечественным архитектурным начальством работы рассматривали голландец Бен ван Беркель, японец Арата Исодзаки и швейцарец Петер Цумптор.
Для участия в финале они отобрали 25 мастерских со всех концов света. Финалисты специально посетили по этому случаю Пермь и обозрели площадку, расположенную на берегу Камы и окруженную как зелеными, так и промышленными зонами. Креативное сооружение возникнет на месте идущего под снос Дома культуры. Участникам предлагалось обратить особое внимание на ориентацию комплекса и въездное пространство, а также — на то, как здание будет смотреться ночью.
Итоги тура огласили несколько позже, чем было обещано: только в последних числах марта стало известно, что первые два места разделили столичный архитектор Борис Бернаскони и зодчий из швейцарского города Шур Валерио Олджати. Первый представил на конкурс предельно аскетичный параллелепипед с умопомрачительной технологической начинкой, а второй — интересную башню, слегка архаичную и несколько азиатскую. По словам Петера Цумптора, москвич разработал «спокойный» проект, который прекрасно связывает верхнее плато с нижними уровнями — берегами Камы, а швейцарец «смотрит в историю российской архитектуры, заново переосмысливая ее традиции».
Бернаскони и Олджати разделят между собой 170 тыс. призовых долларов, оставив 50 тыс. занявшей третье место Захе Хадид, которая на сей раз не ударила лицом в грязь. Ее проект, на первый взгляд, ничем не уступает победившим. Возможно, и на второй тоже, но решение уже принято. Нелегкое: среди работ, отмеченных специальной премией, немало объективно сильных и субъективно привлекательных. Например, «мостик» Тотана Кузембаева или рафинированный музей Петера Майли. Право, жаль, что на просторах нашей бескрайней родины собираются построить всего одну современную галерею, а мало-мальски открытые конкурсы случаются так редко...
Правда, вошедшие во вкус устроители мероприятия превратили финал в полуфинал и объявили, что предстоит еще один этап, который окончательно расставит точки над i. Недаром будущая жемчужина Перми носит рабочее название PermMuseumXXI, позволяющее надолго растянуть удовольствие, а заодно и дождаться того момента, когда отечественная строительная индустрия научится собственноручно возводить параллелепипеды или башни. Что именно — решит дуэль между Бернаскони и Олджати.
Борис Бернаскони. Музейный центр PermMuseumXXI. Конкурсный проект
Борис Бернаскони. Музейный центр PermMuseumXXI. Конкурсный проект
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: