10.12.2005
Рустам Рахматуллин //
Известия, 09.12.2005
Ростокинский акведук станет виадуком
- Наследие Архитектура
- Объект
Ростокинский акведук. Фото: www.svao.mos.ru
информация:
-
где:
Россия. Москва
Мэр Москвы издал постановление о реконструкции Ростокинского акведука
"Реставрация отдельных элементов" акведука будет сопровождаться устройством крытого пешеходного прохода по нему. Иначе говоря, акведук станет виадуком - путеводом. Активность мэрии и префектуры СВАО в Ростокине не ограничивается этой идеей: природный комплекс у акведука благоустраивается, здесь же заложен Музей воды.
Ростокинский акведук, охранная зона которого позволила сберечь фрагмент яузской поймы, сооружен в 1780-х годах в системе первого московского водопровода - Мытищинского. Волей Екатерины Великой ключевая вода из-под Мытищ пошла самотеком в Москву, перешагивая долину Яузы 21-арочным белокаменным водоводом. Сама Яуза берет начало из мытищинских же ключей и тоже течет в Москву, так что весь водопровод можно считать инженерной метафорой этой реки и геометрической прямой между ее истоком и устьем. В одном месте прямая пересекает петляющую Яузу под прямым углом. Пересечение и есть Ростокинский акведук.
Водопровод был пущен только через 20 лет после строительства акведука. К 200-летию этого события с акведука, что хорошо, согнали скалолазов, годами тренировавшихся на нем вбивать свои страховочные крючья, побелили, что смешно, белый камень и подсветили, что красиво, все 350 метров этой белизны на время ночи. Парк вокруг проредили и насадили снова.
Тогда же парк отвели для размещения городского Музея воды, ютящегося ныне на старинной канализационной станции близ Новоспасского моста. К юбилею водопровода здание музея было заложено, однако постановление о финансировании строительства до сих пор не издано.
Финансирование реставрации/реконструкции акведука открыто нынешним постановлением. После побелки он перешел от Мосводоканала к Гормосту. По назначению акведук давно не работает, и Гормост согласно своему профилю предложил превратить его в пешеходный мост над Яузой. Ходить предполагается по верхней технической галерее, над трубой, где ходила обслуга и где существует 80-сантиметровый парапет. Но верхняя галерея была накрыта кровлей, превращавшей ее в темный коридор, что исключает обозрение окрестностей. Когда Жуковский в финале повести "Марьина Роща" приглашает читателей предпринять такое обозрение с высоты акведука, он, вероятно, имеет в виду только беседки на концах моста. Значит, теперешним постановлением по умолчанию предполагается, что кровля будет поднята над парапетом. Архитекторы из института "Спецпроектреставрация", курирующие акведук, предлагают поднять кровлю на деревянных столбах, между которыми и в зимнее время не было бы застекления.
Зато в Гормосте бродит идея застеклить пол верхней галереи, чтобы видеть воду, которую можно вновь пустить по нижней галерее. Теплотрасса, лежавшая здесь вместо водопровода в советские годы, уже убрана. Так или иначе, проекту еще предстоят согласования, и к теме придется возвращаться.
Тем временем проект Музея воды уже проходит стадию согласований. Участок строительства, примыкающий к проспекту Мира, оказался вне охранной зоны акведука, что облегчило процедуру. Главной согласующей инстанцией оказался общественный градостроительный совет при мэре, где мэр предложил архитекторам поработать еще. Переработанный вариант мы публикуем.
Проектировщики из архитектурной фирмы "Ампир" во главе с Михаилом Тумаркиным (им же принадлежит проект парка) задумали дом-мост с музейными и проходными помещениями. Продольной осью новый мост перпендикулярен старому, от которого отстоит на несколько сотен метров вверх по Яузе, а точкой схода перпендикуляров служит северная беседка акведука. Антично-римским решением старого моста диктуется классицистическое решение нового. Но классицизм бывает разный. Михаил Тумаркин выбрал строгий дорический ордер в сочетании с пышной дробностью деталей. Рустовка стен (подчеркивание или стилизация крупной каменной кладки) и муфтирование колонн (перебивка их каменными квадрами) восходят к архитектуре парковых гротов, вид которых должен приближаться к виду собственного отражения, перебитого водной рябью. Географически ближайший пример - барочный грот в Кускове.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Ростокинский акведук, охранная зона которого позволила сберечь фрагмент яузской поймы, сооружен в 1780-х годах в системе первого московского водопровода - Мытищинского. Волей Екатерины Великой ключевая вода из-под Мытищ пошла самотеком в Москву, перешагивая долину Яузы 21-арочным белокаменным водоводом. Сама Яуза берет начало из мытищинских же ключей и тоже течет в Москву, так что весь водопровод можно считать инженерной метафорой этой реки и геометрической прямой между ее истоком и устьем. В одном месте прямая пересекает петляющую Яузу под прямым углом. Пересечение и есть Ростокинский акведук.
Водопровод был пущен только через 20 лет после строительства акведука. К 200-летию этого события с акведука, что хорошо, согнали скалолазов, годами тренировавшихся на нем вбивать свои страховочные крючья, побелили, что смешно, белый камень и подсветили, что красиво, все 350 метров этой белизны на время ночи. Парк вокруг проредили и насадили снова.
Тогда же парк отвели для размещения городского Музея воды, ютящегося ныне на старинной канализационной станции близ Новоспасского моста. К юбилею водопровода здание музея было заложено, однако постановление о финансировании строительства до сих пор не издано.
Финансирование реставрации/реконструкции акведука открыто нынешним постановлением. После побелки он перешел от Мосводоканала к Гормосту. По назначению акведук давно не работает, и Гормост согласно своему профилю предложил превратить его в пешеходный мост над Яузой. Ходить предполагается по верхней технической галерее, над трубой, где ходила обслуга и где существует 80-сантиметровый парапет. Но верхняя галерея была накрыта кровлей, превращавшей ее в темный коридор, что исключает обозрение окрестностей. Когда Жуковский в финале повести "Марьина Роща" приглашает читателей предпринять такое обозрение с высоты акведука, он, вероятно, имеет в виду только беседки на концах моста. Значит, теперешним постановлением по умолчанию предполагается, что кровля будет поднята над парапетом. Архитекторы из института "Спецпроектреставрация", курирующие акведук, предлагают поднять кровлю на деревянных столбах, между которыми и в зимнее время не было бы застекления.
Зато в Гормосте бродит идея застеклить пол верхней галереи, чтобы видеть воду, которую можно вновь пустить по нижней галерее. Теплотрасса, лежавшая здесь вместо водопровода в советские годы, уже убрана. Так или иначе, проекту еще предстоят согласования, и к теме придется возвращаться.
Тем временем проект Музея воды уже проходит стадию согласований. Участок строительства, примыкающий к проспекту Мира, оказался вне охранной зоны акведука, что облегчило процедуру. Главной согласующей инстанцией оказался общественный градостроительный совет при мэре, где мэр предложил архитекторам поработать еще. Переработанный вариант мы публикуем.
Проектировщики из архитектурной фирмы "Ампир" во главе с Михаилом Тумаркиным (им же принадлежит проект парка) задумали дом-мост с музейными и проходными помещениями. Продольной осью новый мост перпендикулярен старому, от которого отстоит на несколько сотен метров вверх по Яузе, а точкой схода перпендикуляров служит северная беседка акведука. Антично-римским решением старого моста диктуется классицистическое решение нового. Но классицизм бывает разный. Михаил Тумаркин выбрал строгий дорический ордер в сочетании с пышной дробностью деталей. Рустовка стен (подчеркивание или стилизация крупной каменной кладки) и муфтирование колонн (перебивка их каменными квадрами) восходят к архитектуре парковых гротов, вид которых должен приближаться к виду собственного отражения, перебитого водной рябью. Географически ближайший пример - барочный грот в Кускове.