26.08.2014
Евгения Гершкович //
Мезонин, № 164 Сентябрь 2014
С высоты птичьего полета
- Арт Архитектура
- Объект
Музей стрит-арта в Санкт-Петербурге.
Нелегальное вторжение в городскую среду обычно вызывает негативную реакцию. Чаще всего это связано не с содержанием, но с самой формой производства: под покровом темноты, скрываясь, художник, создает работу, словно бы совершая что - то незаконное. Изменить отношение к уличному искусству, стрит – арту, призван новый музей, открывшийся на петербургской окраине, в районе Ржавки - Пороховых. SAM, Street Art Museum, возник на территории уже 70 лет действующего Завода слоистых пластиков по инициативе совета директоров предприятия и мецената Дмитрия Зайцева.
«Стрит - арт сложно втянуть в музей. Они не совпадают по определению. И то, что эти два понятия совместились, есть большая доля иронии. Музейность места сложилась из обещания его владельцев сохранять созданные работы в первозданном виде и желании художников воспользоваться полной свободой высказывания. На частной территории это сделать проще, чем на улице. Впечатляет фактура музея. Его сложное пространство позволяет действовать смело и создателей есть отличный шанс реализовать там проекты, сопоставимые с масштабом города», высказывает мнение хореограф, стритартист Константин Гроуcс.
Идея Музея пришла к дирекции спонтанно, после граффити-вечеринки, прошедшей в одном из заброшенных цехов летом 2011 года. Завод занимает почти 11 га, располагая примерно 150 - 200 тыс. кв. м стен, которые теперь отданы в распоряжение уличным художникам. Потолки и крыши планируется превратить в холст для крупнейшего стрит-арт объекта, который можно увидеть с высоты птичьего полета. Музей уже собрал интересную коллекцию. На стенах здесь поработали Тимофей Радя из Екатеринбурга, петербуржец Паша Wais, испанец Ecsif, москвичи Дима Ребус, Кирилл Кто и умерший в прошлом году Паша 183. Работу художника, которого часто сравнивали с Бэнкси, плиту «Аленка» весом 4,5 тонны перевезли в Петербург с Лосиного острова. Музейщики намерены реставрировать ее и в дальнейшем хранить под навесом. «Это конечно противоречит самой идее - уличное искусство никто не хранит», объясняет Полина Ёж, заместитель директора SAM. «Но если такой музей, экспонирующий эфемерные и кратковременные объекты искусства в принципе возможен, он должен сохранять, поддерживать вещи и проводить исследовательскую работу. А заодно разработать и критерии отбора».
До конца года коллекция будет пополняться на одну работу в месяц, а после - на две. Заброшенные заводские корпуса в ближайшие годы перестроят по проекту финского бюро JKMM Architects, выигравшего в международном закрытом конкурсе на архитектурную и ландшафтную концепцию Музея уличного искусства. Проектом предполагается, что никогда не дымившая труба, построенная в 1992 году, станет маяком, освещающим небо над районом, бывшая котельная- выставочным залом, у смолилен появится площадка для концертов и парк со скейт-рампами. На территории заработает творческий квартал с хостелом, коворкингом и рестораном. Жюри, в которое в том числе вошли такие авторитеты как французский архитектор ОдильДекк, австрийский куратор Петер Нойвер, немецкий ландшафтник Мартин Рейн-Кано выбирали из проектов российских бюро «Витрувий и сыновья» и «Поле-Дизайн», литовского «Processoffice», польского «VROA Architects» и эстонского «KOKO arhitektid». SAM открылсяв июне первой выставкой «CasusPacis» («Повод к миру»), устроенной в рамках биеннале «Манифеста», где свои работы представили 60 художников из разных стран. Временным благоустройством территории для выставки занималось архитектурное бюро «Лес», под руководством Андрея Воронова, чей проект основан на ресайклинге, с использованием бочек, ржавых труб, контейнеров, органично вписавшихся в заводской контекст. Земля на заводе была покрыта известняковой галькой.
Полина Ёж: «Невозможное стало возможным. Судьбе и обществу такая институция, как Музей стрит - арта, оказалась нужна. Художники откликнулись на эту идею. Им просто нужна возможность рисовать»
Street Art Museum: www.streetartmuseum.ru
Санкт-Петербург, шоссе Революции, д.84
Комментарии
comments powered by HyperComments
«Стрит - арт сложно втянуть в музей. Они не совпадают по определению. И то, что эти два понятия совместились, есть большая доля иронии. Музейность места сложилась из обещания его владельцев сохранять созданные работы в первозданном виде и желании художников воспользоваться полной свободой высказывания. На частной территории это сделать проще, чем на улице. Впечатляет фактура музея. Его сложное пространство позволяет действовать смело и создателей есть отличный шанс реализовать там проекты, сопоставимые с масштабом города», высказывает мнение хореограф, стритартист Константин Гроуcс.
Идея Музея пришла к дирекции спонтанно, после граффити-вечеринки, прошедшей в одном из заброшенных цехов летом 2011 года. Завод занимает почти 11 га, располагая примерно 150 - 200 тыс. кв. м стен, которые теперь отданы в распоряжение уличным художникам. Потолки и крыши планируется превратить в холст для крупнейшего стрит-арт объекта, который можно увидеть с высоты птичьего полета. Музей уже собрал интересную коллекцию. На стенах здесь поработали Тимофей Радя из Екатеринбурга, петербуржец Паша Wais, испанец Ecsif, москвичи Дима Ребус, Кирилл Кто и умерший в прошлом году Паша 183. Работу художника, которого часто сравнивали с Бэнкси, плиту «Аленка» весом 4,5 тонны перевезли в Петербург с Лосиного острова. Музейщики намерены реставрировать ее и в дальнейшем хранить под навесом. «Это конечно противоречит самой идее - уличное искусство никто не хранит», объясняет Полина Ёж, заместитель директора SAM. «Но если такой музей, экспонирующий эфемерные и кратковременные объекты искусства в принципе возможен, он должен сохранять, поддерживать вещи и проводить исследовательскую работу. А заодно разработать и критерии отбора».
До конца года коллекция будет пополняться на одну работу в месяц, а после - на две. Заброшенные заводские корпуса в ближайшие годы перестроят по проекту финского бюро JKMM Architects, выигравшего в международном закрытом конкурсе на архитектурную и ландшафтную концепцию Музея уличного искусства. Проектом предполагается, что никогда не дымившая труба, построенная в 1992 году, станет маяком, освещающим небо над районом, бывшая котельная- выставочным залом, у смолилен появится площадка для концертов и парк со скейт-рампами. На территории заработает творческий квартал с хостелом, коворкингом и рестораном. Жюри, в которое в том числе вошли такие авторитеты как французский архитектор ОдильДекк, австрийский куратор Петер Нойвер, немецкий ландшафтник Мартин Рейн-Кано выбирали из проектов российских бюро «Витрувий и сыновья» и «Поле-Дизайн», литовского «Processoffice», польского «VROA Architects» и эстонского «KOKO arhitektid». SAM открылсяв июне первой выставкой «CasusPacis» («Повод к миру»), устроенной в рамках биеннале «Манифеста», где свои работы представили 60 художников из разных стран. Временным благоустройством территории для выставки занималось архитектурное бюро «Лес», под руководством Андрея Воронова, чей проект основан на ресайклинге, с использованием бочек, ржавых труб, контейнеров, органично вписавшихся в заводской контекст. Земля на заводе была покрыта известняковой галькой.
Полина Ёж: «Невозможное стало возможным. Судьбе и обществу такая институция, как Музей стрит - арта, оказалась нужна. Художники откликнулись на эту идею. Им просто нужна возможность рисовать»
Street Art Museum: www.streetartmuseum.ru
Санкт-Петербург, шоссе Революции, д.84