01.07.2014
Евгения Гершкович // Мезонин, №163 Июль-август 2014

"Мы есть!"

  • Дизайн
  • Рецензия
  • выставка

информация:

  • где:
    Россия. Москва
  • архитектор:
    Константин Лагутин;    Анна Сажинова
  • мастерская:
    Archpole

Выставка под таким названием недавно прошла в Москве. Это был ответ молодых дизайнеров, объединившихся в «КПД» («Клуб промышленных дизайнеров»), на пресловутое «В России дизайна нет!». Один из лидеров клуба – творческий тандем «Archpole».

Название: Архитектурно-производственная лаборатория «Archpole».
Руководители: Анна Сажинова, Константин Лагутин.
Год основания: 2008.
Команда: А. Аристов, А. Дулкин, Н. Королева, А. Лузакин,  А. Межов, Д. Мысаков, Д. Мушкаренко, М. Смирнова, М. Соколов, Е. Тимашова, А. Яворовская.  
 
Мастерить мебель Анна Сажинова (факультет градостроительства МАрхИ) и Константин Лагутин (факультет жилых и общественных зданий) начали, еще не успев окончить вуз. «Мы сразу же столкнулись с проблемами, которые стоят перед нами и сейчас, – вспоминает Константин. – В первую очередь это отношение к молодому архитектору как к обслуживающему персоналу, которому к тому же не хочется платить за труды. «Маленький» заказчик приходит к «маленькому» архитектору, не понимающему своей значимости и потому не умеющему сформировать правильное отношение к профессии у заказчика. В результате оба «вырастают» именно с таким неправильным отношением». Осознав это, молодые архитекторы нашли собственный выход, решив: «Сегодня мы будем делать стул, пусть маленький, но свой, зато заказчик на него влиять не будет». Практически процесс выглядел так. Для проекта деревянных коттеджей Сажинова и Лагутин придумали мебель. Не найдя подходящего производителя, рискнули попробовать воплотить свой проект сами.
 
«Мы уменьшили архитектуру до формата стула», – объясняет Анна. Сняли гараж на Полежаевской, купили какие-то ручные инструменты, затем первую шлейф-машину. Постепенно стали обрастать клиентами. Сегодня «Archpole» – вполне прибыльная компания с собственными производственными мощностями, цехом, шоу-румом, интернет-магазином. Скоро открывается еще один цех, металлический. 2011 год стал для бюро важным этапом. Их пригласили на первый фестиваль «Sretenka Design Week». Было выделено белое пространство, которое они освоили, выстроив «город» из мебели. Публика оценила дебют, а московский ресторан «Бразильеро» заказал «Archpole» всю линейку «Brazilia soft» – кресла и диваны из тронутой огнем березовой фанеры в обивке из бычьей кожи.
 
Начинали с дерева. «Мы идем планомерно, как некогда делалось в школе Баухауз. «Учим» один материал, потом второй, третий, – говорит Константин. – Занимаясь древесиной, поняли, что осваиваем не столько искусство, сколько производство и реализацию». Дизайн для них вторичен, Анна и Константин считают себя «архитекторами в мебели». Главное – это пространство, затем насыщение его предметами, способными подчеркнуть пространственные решения.
 
Продукты от «Archpole» в целом минималистичны, без визуального «ах». Простые формы предполагают определенные тактильные ощущения. Главное – изучая каждую деталь, получить эти ощущения на микроуровне. Важна внутренняя составляющая, изнанка. «Когда мы делаем, скажем, табуретку, пазухи для облегчения конструкции склеиваем из четких ритмичных линий. Иногда встраиваем в конструкцию сюрприз, который кто-то, разобрав вещь лет через двести, осмыслит», – мечтает Лагутин.
 
Помимо выпуска мебельных коллекций Сажинова и Лагутин продолжают работу и по основной профессии: проектируют интерьеры домов и квартир, переведя процесс в медийную плоскость. По мере работы над очередным жилищем в рамках придуманного ими проекта «My flat» все этапы обсуждаются в соцсетях с заказчиком и коллегами. В финале – выставка прямо на готовой площадке. Вот такие, как «Archpole», независимые единицы, не достучавшиеся до отечественной индустрии, не особенно рассчитывающие на милость мировых брендов, и объединились в «КПД». Инициатор создания клуба – архитектор Иван Овчинников, известный как организатор экспериментальной площадки «Архферма», ныне глава кооператива «Pioner». Главный критерий членства в клубе – наличие собственного производства, желательно в России. Основная цель – дизайн в тираже. Вещь должна дойти до конечного потребителя. Предмет, нарисованный и положенный на полку, по мнению «КПД», – тупиковая ветвь эволюции.
 
Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: