RSS
05.12.2013
Евгения Гершкович // Мезонин, №157 Декабрь 2013 - январь 2014

Променад

  • Урбанистика / Градостроительство Ландшафт Архитектура
  • Объект
Крымская набережная. Фото: Фото: Николай Васильев, Дарья
Османова, Елизавета Грачева, Евгения Гершкович Крымская набережная. Фото: Фото: Николай Васильев, Дарья Османова, Елизавета Грачева, Евгения Гершкович

информация:

  • где:
    Россия. Москва
  • архитектор:
    Дмитрий Ликин;    Олег Шапиро
  • мастерская:
    WOWHAUS

Москвичи заново осваивают традиционный вид досуга – неторопливые прогулки пешком. Город предлагает им все новые маршруты, в число которых вошла теперь и Крымская набережная. Отныне въезд сюда на автомобилях закрыт.

Пешеходное пространство меняет характер поведения горожанина. Обычно москвич несется, сопротивляясь ветру, глядя только себе под ноги. Но вот у него появляется возможность расправить плечи и замедлить шаг – и перед вами уже совсем другой человек.

Бывшая проезжая часть набережной от Крымского моста до «Красного Октября» переделана и благоустроена по проекту архитектурного бюро «Wowhaus» под руководством О. Шапиро и Д. Ликина в сотрудничестве с Е. Ассом (как сказал в одном из интервью глава московского Департамента культуры Сергей Капков, «Асс и Шапиро – это мои Церетели»). Набережная стала частью парка «Музеон». Суммарная стоимость проекта составила два миллиарда рублей. Территория внесезонного использования площадью 4,5 га и длиной в километр разделена на зоны (для степенных прогулок, более динамичную для скейтбордистов и велосипедистов, а также зону уюта с павильонами, кафе и лавочками). «Создавалась, – объясняет Олег Шапиро, – среда всеобщей проницаемости». «Открылось новое измерение, которого не было раньше. На месте старой каморки словно оказалась двухкомнатная квартира, – комментирует результат проделанной работы Дмитрий Ликин. – Сквозь струи фонтанов проступил принципиально новый, более праздничный вид на Москву».

Мощеные дорожки то стягиваются, то, петляя, расходятся вновь. В западной части набережной появилось двадцать восемь скамеек из светопрозрачного кориана, эстрада для уличных музыкантов и предназначенная для торговцев живописью 210-метровая пергола под волнистой кровлей (архитектор Евгений Асс). Центр маршрута отмечен сухим фонтаном 60 х 14 м из 203 форсунок со светодинамичной подсветкой. Из Голландии привезли и высадили в вентилируемые ящики, наполненные плодородным грунтом, сорок девять лип («Студия Архитектура живой формы»). Рядом выставили металлические табуреты и кресла. Предмет особой гордости проектировщиков – искусственные холмы, засаженные злаками и многолетними полевыми растениями, голубой молинией, дернистой щучкой, остроцветным вейником, а также кустовой ивой и душистым шиповником (ландшафтный архитектор Анна Андреева). Елена Тюняева, директор парка «Музеон», уверена: «Зимой все растения выживут, а весной зацветут».

Холмы и деревья подсвечены модернистскими светильниками – веселые горожане уже окрестили их «виселицами». Искусственный волнистый рельеф подчеркнут обшитыми деревом лежаками, которые врезаны в озелененные холмы. Зимой на одном из холмов зальют горку, а по дорожкам можно будет кататься на лыжах. Елена Гонсалес, представляющая одновременно архитектурную критику и сообщество автомобилистов, выражает мнение аудитории: «Единственные герои здесь – архитекторы. Что особенно приятно. Мне нравится цивилизованный вектор деятельности бюро «Wowhaus»: хотите как в Европе? Получите. Все легко, изящно, без помпезности и присущей нашей архитектуре монументальности. Дальше начинаются вопросы. Неприятные. И уже не к архитекторам. Вся эта легкость и непринужденность выливается в несуразные бюджеты – это раз. Два – никто до сих пор не удосужился презентовать транспортное решение территории. То, что происходит сейчас, оцениваю как вредительство. Мы только и слышим о проницаемости, налаживании капиллярных связей, включении и полноценном использовании всех коммуникационных артерий города. Как это выглядит на практике? А вот так: перекрывается набережная, ликвидируется доступ к переулкам Якиманки. Остается единственный выезд на вечно перегруженное Садовое, и только в одну сторону. Вообще реконструкция набережной – это не про плитку и скамейки, как многие думают. Это серьезный градостроительный проект, значительно меняющий конфигурацию места».

Елена Тюняева, директор парка искусств «Музеон»: «Москва – огромнейший мегаполис, перенасыщенный застройками, дорожным движением, и, естественно, москвичи должны иметь отдушину – те зоны, где им было бы комфортно».
Комментарии
comments powered by HyperComments