RSS
12.11.2013

Безобразие с БезОбразным

  • Наследие Арт Архитектура
  • Мнение
Жилой комплекс на могиле К.Малевича. Фотография: mk.ru Жилой комплекс на могиле К.Малевича. Фотография: mk.ru

информация:

  • где:
    Россия

«Наше «потемкинское» отношение к Авангарду на экспорт порождает чудовищ внутри страны. Осквернение могилы Малевича – тому яркое свидетельство...»

«За кулисой ждут войска с деревянными мечами,
Вождь с прибитыми лучами чешет дулом у виска.
Не победа, а тоска, не держава, а…»
Ю. Шевчук

В Москве пышно отмечалось открытие чемпионата мира по легкой атлетике. Все звезды были здесь. Как всегда показывали миру, чем богата Россия. Все великое: культура, люди, ресурсы, просторы. Наряду с Менделеевым, Толстым и Чайковским в первый раз чествовали гениев советского авангарда: Кандинского, Татлина, Малевича. Дружные ряды студенческой массовки с упоением и улыбками выкладывали своими телами картины последнего, в самом центре Лужников. Черный. Красный. Белый. Квадраты в овале стадиона. Россия признавала то, что уже давно признал Мир. В это же самое время, недалеко от Москвы, в Немчиновке, на могиле Малевича строился новый жилой комплекс.

Этот жилой комплекс уже построен. И что дальше?

Россия – наверное, самая экстравертная страна в мире, и самая парадоксальная. Мы направляем всю нашу энергию наружу, при этом упоенно гордимся «широтой русской души». Мы думаем о том, что думает о нас окружающий мир, а точнее его западная половина. Восток у нас, почему то не в чести. Может это вызвано «детскими переживаниями» периода монгольского ига? Не знаю. Мы постоянно заигрываем с Западом, как подчиненный с начальником, как чеховский Тонкий с чеховским же Толстым. Мы все время хотим понравиться «сильным мира сего». Это относится как к России внутри, так к России снаружи. От Потемкинских деревень до Олимпиады в Сочи. У нас всегда в чести самый плюгавенький «французик из Бордо», чем собственный Чацкий. Об азиатах я вообще боюсь заговорить – это для нас низшая каста. Равнение на Запад. Истратим все: ресурсы, энергию, человеческие силы, эмоции, нервы, но ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОНРАВИМСЯ! Будем самыми лучшими, самыми первыми, самыми сильными, самыми умными. Только не заходите за границу декораций, там не для Вас, там настоящее, там не красиво, там мы.

Эта экстравертная установка пронизывает все формы деятельности, всю русскую культуру. Запад признал, значит стоит и нам признать. Нет, я тут, конечно, не утверждаю, что оценка Запада является для нас главным критерием, но важности этой оценки отрицать нельзя. Бунин, Пастернак, Солженицын, а теперь и русский авангард во главе с Казимиром Малевичем. Да, последний сейчас в моде. Вот один из последних примеров.

В Питере проходил саммит G20. Главы ведущих стран мира приехали в северную Пальмиру обсудить насущные мировые проблемы – конфликты, экономику, сотрудничество. Россия провела один из самых лучших саммитов «двадцатки», если не самый. Весь город был украшен эмблемами этого знакового мероприятия. На эмблемах, справа от буквы «G»и цифры «20» ,был изображен российский триколор в виде разноцветных плоскостей на белом фоне – а-ля Малевич. Этот «Малевич» бал повсюду: на улицах города, в метро, за спинами говорящих президентов, в кулуарах.

Дальше - больше. Слово «супрематизм» частенько используется столичными архитекторами в их «радужных» визуализациях. Бьюсь об заклад, что на открытии Зимних Олимпийских игр в Сочи (а может и на Закрытии) мы тоже увидим цветные прямоугольники на белом фоне. Еще бы, ведь весь Запад будет смотреть на это!

Казалось бы, автору этой статьи – большому поклоннику Советского авангарда - стоит радоваться, видя все это. А мне грустно,… а еще больше противно! Противно от того, что все это фальшь – фэйк. К. Юнг, рассуждая о темной стороне экстравертной установки, писал, что человек, полностью отдавшись данной установке, рискует потерять контакт со своим внутренним миром, с душой. А не этим ли мы так гордимся – широкой русской душой. Не сузилась ли она у нас до размеров Люксембурга. Об этом я даже не хочу писать, а то «Остапа понесет».

Бунин, Пастернак, Малевич – признанные миром гении. Двое первых получили Нобелевские премии, последний оказал колоссальное влияние на мировую культуру. Мы признали их, потому что их признал Запад. Но ценим ли мы их? Ответ, увы, отрицательный. Мы их не только не ценим, но и не знаем. А скорее, не знаем, поэтому то и не ценим. Кто читал Пастернака и Бунина? Единицы! Солженицына и того меньше. Пушкин, Толстой, Достоевский – это наши, признанные и зачитанные нами до дыр. Мы их знаем и любим. В этом то и состоит трагедия наших Нобелевских лауреатов – какая-то половинчатая любовь соотечественников. Их не любят, потому что не знают, но уважают, потому что «одобрено Западом». То же самое, только в большей степени касается Советского авангарда. Его не только не знают, но зачастую подсмеиваются над ним из-за внешней примитивности его проявлений. Что такое «Черный квадрат»? Плохо закрашенный прямоугольник с кривыми гранями? Даже ребенок нарисовал бы лучше! Но Запад признал, значит надо уважать. Через силу, но надо!

А между тем, что такое Малевич в контексте мировой культуры. Его имя можно смело ставить наряду с такими «топовыми» фигурами Русской культуры, как Ломоносов, Менделеев, Пушкин, Толстой, Маяковский. Его живописные открытия сродни прозрениям Ньютона и Коперника. Его влияние на архитектуру, живопись, моду можно сравнить лишь с Пикассо и Дали. Но нет пророков в своем отечестве. На его могиле стоит многоэтажка, и, насколько мне известно, это единственный памятник отцу русского беспредметного искусства. В этом контексте очень показателен зал супрематизма в Третьяковской галерее. Картины экспонируются как попало, а икона 20 века - «Черный квадрат» висит так, как будто это рядовая картина. Я уже не говорю про других гениев авангарда. Взять хотя бы архитектуру. Что оставим мы своим потомкам!? Сгнивший и разрушившийся конструктивизм?

Трагедия России состоит в том, что она, как сказочная избушка, поворачивается к миру передом, а к себе задом. Так было всегда и, наверное, так и будет всегда. Меня в этом всем возмущает не наше безразличие к Советскому наследию начала века (это наплевательское отношение зародилось у нас еще с 40х годов, и было, поэтому вполне органично), а эта «фейковая» любовь к нему – ЛЮБОВЬ НАПОКАЗ. Все эти разноцветные квадратики, рафинированная архитектура а-ля Леонидов и Веснины, мода в духе Поповой и Степановой, реклама под Маяковского и Родченко. Все это лишь поверхностное и суррогатное (сегодня это очень модное слово) отражение авангарда, бездумное копирование его художественных приемов и символов. Но советское искусство первой половины 20 века далеко выходило за рамки этого искусства. Это была целая философия, мировоззренческая позиция, сверхреалистичное отражение времени - современности, энергия, пронизывающая все сферы деятельности человека и принимающая такие художественные формы. Современные подделки под авангард лишены этой энергии, поэтому импотенты.

Возвращаясь к Юнгу, можно вспомнить его принцип компенсации, когда события в сознании индивида, порождают точно такой же силы волнения в бессознательном. Чем больше в одном полюсе, тем больше и в другом. Прямая пропорциональность. То же самое мы видим и сейчас. Наше «потемкинское» отношение к Авангарду на экспорт, порождает чудовищ внутри страны. Осквернение могилы Малевича тому яркое свидетельство. По мне, честнее было бы совсем забыть про Малевича и Ко, чем с таким усердием и упоением рекламировать их на Запад. Не честно все это! Не пора бы сменить установку и обратиться к себе? Не есть ли случай с Малевичем звон колокола (причем далеко не первый), чтобы одуматься? И одумаемся ли мы? Почему то мне кажется, что нет…
мнение редакции может совпадать,
а может и не совпадать с позицией автора
Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты: