08.11.2013
Евгения Гершкович // Мезонин, №156 Ноябрь 2013

Неформальные бизнес-центры

  • Архитектура
  • Объект
Зал площадки «Скороход». Фото: Елизавета Иршаи Зал площадки «Скороход». Фото: Елизавета Иршаи

информация:

  • где:
    Россия. Санкт-Петербург

По числу независимых арт-пространств Санкт-Петербург – явный лидер среди российских городов. Прибавим к известным адресам новые, которых последнее время появилось немало.

Замечено, что петербуржцы, даже представители субкультуры «to be hip», в среднем более неспешны и расслаблены, чем москвичи. Москвичу всегда недосуг, петербуржец же может позволить себе и созерцательный моцион по набережной, и открытие культурного заведения как бы даже без сверхзадачи выжимания максимума долларов из его квадратных метров. Часто бывает, что резиденты/арендаторы новой точки – сплошь старые знакомые, друзья и единомышленники, как, скажем, на «Скороходе», многофункциональной площадке для зрелищ, расположившейся в пространствах бывшей обувной фабрики в шаге от Московских ворот. Площадь – 700 м2, потолки – 7 м, два просторных зала, поделенных стеклянной перегородкой, плюс кафе на 150 мест, где обычно проводятся и выставки. Бетонный пол, промышленные фермы, панорамные евроокна, прилежно вмонтированные в старые кирпичные стены, дизайнерский свет – классическая джентрификационная атмосфера. Тут, как на «Платформе» московского «Винзавода», проходят танцевальные перформансы, актерские квартирники, оперы в жанре хип- хоп или лекции заморского философа. Эти разножанровые мероприятия на «Скороходе» структурированы по дням недели: «Кино/понедельник », «Вторник знаний», «Танцевальная среда», «Четверг/музыка», «Драма/ пятница», «Треш/суббота», «Воскресенье/лайт».

Молодые творческие романтики не только оккупируют окраинные промзоны, но и замахиваются на дворцы. Причем иным – таким, например, как Марк Калинин, Катерина Качавина и Мария Павлихина, – удается даже на Дворцовой набережной, с открыточным видом на Петропавловскую крепость, основать экспериментальную платформу для десятка близких по духу креативных команд. В небольших залах особняка – памятника середины XVIII в., принадлежавшего некогда гофинтенданту Петра I Петру Мошкову, – разместился уютный, почти семейный бизнес-центр «Тайга» (по слухам, квадратный метр обходится арендаторам в 500 руб.): бутик дизайнерской одежды «8-store», гитарный шоу-рум «Guitarbank», студия промдизайна «FORMA», секонд-хенд «Запятая», архитектурное бюро «NERPA», ателье одежды Нины Штеренберг, вегетарианский бар «Grønland» и, разумеется, хостел. Эпицентр здешней культурной жизни – внутренний двор с открытой кухней. Имеет смысл заглянуть сюда в четверг, на ставшую традиционной вечеринку «Drink & Draw».
 
В шаговой доступности от Мариинки, во дворце с бальным залом – одном из бывших юсуповских владений – Роман Красильников открыл арт-пространство «Четверть». Когда-то здесь квартировал клуб гвардейцев, охранявших дворец Юсупова на Мойке, потом заехало общество немецких ремесленников «Пальма», затем шахматный клуб, сквот, а в 1990-х помещение заняли казино и банк, в наследство от которого остались сейфовые ячейки и весьма пошарпанные исторические стены, на которых отлично смотрятся граффити. Новые хозяева арт-кластера – дизайнеры, музыканты, архитекторы, а также владельцы веломастерской «Wanomi», магазинов «Get Sound» и «Мыльная белка», продюсерского центра «Мечтать не вредно» – сделали ремонт «под себя», сменили перекрытия, вставили новые батареи, сохранив бетонный пол и кирпичные стены, а также освоили чердачные и подвальные зоны: экспериментаторам по душе этакая эстетика старинного замка.

Свое отношение к подобным инициативам выразил представитель государственных музеев, модный куратор, завотделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков: «Этим пространствам не хватает арт-политики, позволяющей классифицировать внешний образ и внутреннее самопонимание как хипстерского, ньювейв, инди, коммерческого или нет. Владельцы экономят на арт-директоре, что вредит предприятию. Иначе (пока) не знаешь, что где увидишь. Концепция не может строиться только на вкусах хозяина. Такие места нужны новому поколению горожан. Завтра будут нужны еще больше. Они должны быть заточены на то, что крупный музей не покажет, быть прежде всего площадками синтеза видов и жанров искусства, новых имен и названий. Тогда есть смысл. В противном случае это просто еще одно кафе для друзей, сдающееся под банкеты. Эрмитаж и Русский музей никуда не денутся, течение же современной жизни определяется именно такими экспериментальными местами. Я многого жду от этих пространств. Пусть их будет больше».
Лофт-проект «Четверть». Фото: Елизавета ИршаиЛофт-проект «Четверть». Фото: Елизавета Иршаи
Лофт-проект «Четверть». Фото: Елизавета ИршаиЛофт-проект «Четверть». Фото: Елизавета Иршаи
Комментарии
comments powered by HyperComments