25.09.2013
Евгения Гершкович //
Мезонин, № 155, октябрь 2013
Вторая сцена
- Архитектура
- Объект
Состоялось долгожданное открытие «Мариинского-2» – театра оперы и балета на набережной Крюкова канала в Санкт-Петербурге.
Итог четырнадцатилетней дискуссии подведен. Воплощение в жизнь финального результата обошлось налогоплательщикам в 22 млрд рублей. В начале зимы 2013 года, когда были сняты леса и убран забор, перед жителями Петербурга предстало новое здание второй сцены Мариинского театра. В эксплуатацию сцена была введена 2 мая. Автором проекта выступила канадская фирма «Diamond Schmitt Architects».
История вопроса такова. Еще в 1997 году руководитель театра Валерий Гергиев обратился к Президенту РФ Борису Ельцину с предложением построить новое здание рядом с возведенным в 1860 г. по проекту Альберто Кавоса Мариинским театром, давно ожидающим реконструкции. Госстрой провел тендер, победителем которого стала американская девелоперская фирма, пригласившая для реализации проекта архитектора-деконструктивиста Эрика Мосса. Тот предложил построить в историческом центре Санкт-Петербурга здание-сталактит со стеклянным фасадом, напоминающее, по словам самого же автора, «упавшие на землю мусорные мешки». Общественность взбунтовалась, проект был признан не соответствующим российским строительным нормам. Тогда, в 2003 году, в международную конкурсную гонку включился француз Доминик Перро, планировавший накрыть здание нового театра прозрачной золотой вуалью, чем произвел впечатление на жюри. Два года шла детальная работа над утвержденным проектом, который, кстати, нравился В. Гергиеву. Однако в 2005 г. госэксперты вдруг обнаружили в документации, представленной французом, отсутствие проектов водоснабжения, канализации, вентиляции. Перро от проектирования отстранили, тем не менее выкупив у него за 20 млн евро авторские права на проект. И опять мимо России проплыл объект от знакового европейского архитектора. В 2009 г. премьер-министр В. Путин поручил провести архитектурного облика второй сцены Мариинки, и довольно скоро конкурсная комиссия отдала предпочтение компании «КБ высотных и подземных сооружений » (ВИПС), представившей на конкурс проект канадцев «Diamond Schmitt Architects», которые, в свою очередь, обязались выполнить работы за 9,5 месяцев и 300 млн рублей.
Возбужденные критики немедля окрестили проект здания (площадью 79 114 м2, в десять этажей, с фасадом, отделанным юрским мрамором, с панорамным остеклением и металлической кровлей) «гипермаркетом «Мариинский». Споры не стихают до сих пор. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выразил свое отношение к зданию: «Оно, на мой взгляд, никакое». По мнению петербургского арт-критика Дмитрия Пиликина, «шедевра не получилось, а получилось что-то стандартное, чистенькое и как бы «богатое» во внутренней отделке, но выставленное напоказ через витрины. Нечто вроде жены мэра среднего городка, выехавшей за рубеж во всей красе своих «фирменных» нарядов». Главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов констатировал: «Это значит, что внимание государства и общества вновь перемещается из сферы визуального искусства, contemporary art, к зодчеству, бывшему с 1960-х годов на периферии политического дискурса».
А вот московская журналистка и актриса Варвара Турова не согласна: «Я не разделяю ужаса петербуржцев относительно внешнего вида, не скорблю по безвозвратно утраченному кварталу, на месте которого построена Мариинка-2. Возможно, москвичу, с психикой, искалеченной лужковской архитектурой, трудно судить объективно, но уродливым этот театр мне совсем не кажется. Что же до его интерьера, то это один из самых удобных залов, которые мне довелось видеть, все, начиная со сцены, заканчивая удобством кресел, продумано до мелочей. Что касается буфета, который выглядит как мишленовский ресторан, репетиционных пространств, огромной арьерсцены для декораций, невероятно удобной для монтажа спектаклей, то иначе как выдающимся это здание назвать нельзя. Мне очень понравилась акустика, но вряд ли я могу судить с ответственностью, ибо все три раза, что я там была, дирижировал маэстро Гергиев, а его оркестр в любом зале слышно плохо не бывает». Сам маэстро результатом вполне доволен.