Возвращение русской усадьбы
- Наследие
информация:
-
где:
Россия
"При слове "усадьба" нам обыкновенно рисуется белокаменный дом екатерининского или Александровского времени, темный сад, "храмы любви" и "дружбы", мебель карельской березы или красного дерева…" Барон Н.Н.Врангель. На рынке недвижимости ожидается очередной всплеск активности. Русская усадьба снова в моде. А значит скоро тысячи заброшенных дворянских гнезд с заросшими прудами и остатками великолепных парков обретут новых хозяев, готовых возродить их для себя и детей, а заодно оставить по себе память. Во всяком случае надежда на это есть
1 января 2008 года в России начнется приватизация объектов культурного наследия. С этого дня в силу вступит закон, регулирующий процедуру передачи исторических памятников и их использование в личных и коммерческих целях. В 2002 г. на приватизацию объектов федерального значения был наложен мораторий, так как существовал конфликт между федеральным центром и регионами. Однако, в стране существуют тысячи усадеб, спасение которых без привлечения частных инвестиций невозможно. 29 декабря 2006 г. законом N 258 мораторий был отменен. Росохранкультура, по согласованию с Минэкономразвития, готовит реестр тех памятников всенародного значения, которые останутся в госсобственности, и памятников, имеющих охранные обязательства, которые в ближайшее время будут выставлены на продажу.
О процедуре приобретения усадьбы в собственность и о многом другом рассуждает Президент Национального фонда "Возрождение русской усадьбы" Виссарион Алявдин:
"Говоря о печальной судьбе русских усадьб, напрашивается цитата из Ленина, в 1918 г высказавшегося откровенно: "Крестьяне сожгли до двух тысяч усадеб и распределили между собой жизненные средства. К сожалению, крестьяне уничтожили только пятнадцатую долю того, что они должны были уничтожить". Нам с вами ничего не остается, как только возрождать. Сегодня по данным Фонда от восьми до десяти тысяч усадеб в Центральной России находятся в аварийном состоянии, и это еще оптимистическая цифра. В Московской области около семи сотен памятников, с сохранившимися главными домами из них только двести. Пока единственный законный способ получения старинной усадьбы - аренда. Правда, частично приобретение усадеб ведется в регионах (а с января будет и на федеральном уровне), посредством тендера. Решившийся на сие благородное дело человек (или организация) выставляет на конкурс проект восстановления памятника. Наиболее целесообразный в экономическом отношении будет принят за основу. Далее встает вопрос о земле, а он достаточно острый. За годы усадебные земли частично превратились в сельскохозяйственные угодья, охранные зоны, где инвестор по закону не имеет права даже вырубать деревья. Конечно, объекты исторической недвижимости не всегда имеют инвестиционную привлекательность: многие из них разрушены, к тому же все они имеют массу обременений. Главное из них, это охранное обязательство, предписывающее восстановить памятник в изначальном виде и провести его реставрацию или консервацию в установленные сроки.
Пока что вопросов очень много. Если арендатор культурного наследия уже вложил немалые средства в восстановление памятника, государство в случае расторжения договора обязано возместить все "неотъемлемые улучшения". Будет ли подобный механизм действовать, если арендатор пожелает оформить документы на усадьбу в собственность, пока неизвестно.
Покупка усадьбы вещь штучная. На это идут люди в своем роде одержимые, готовые к преодолению "мерзости запустения". Во-первых, тянущиеся к историческим корням, а может и желающие с себя начать историю рода. Во-вторых, такое приобретение далеко не из дешевых, причем как сама покупка, так и (равное по цене покупки) вложение средств в дальнейшие реставрационно - строительные работы и расчистку парка. Помимо частных инвестиций, делу возрождения русской усадьбы может помочь схема государственно-частного партнерства. Памятник остается в госсобственности, частный же бизнес вкладывает средства в реконструкцию, в дальнейшем получая прибыль от управления памятником. Альтернативой приватизации может стать и, как, к примеру, в Британии, создание национального траста .
Рынок объектов наследия в нашей стране самый молодой, трудности роста неизбежны. Но и положительные примеры есть. Самой передовой является Тверская область, где совместно с Фондом разрабатывается комплексная региональная программа возрождения усадеб. Группа компаний "КОНКОР" взяла в аренду дворцовый комплекс федерального значения Знаменское-Раек в Тверской области. Михаил Лермонтов восстанавливает фамильное имение. Три года назад Фонд приобрел усадьбу "Воронино" в Ярославской области совместно с прямым наследником прежних хозяев, предпринимателем Сергеем Леонтьевым. После реставрации планируем превратить главный дом в музей и туристический центр".
Евгения Гершкович
Консервация: метод реставрации, обеспечение сохранности подлинных элементов памятника независимо от их технического состояния, а не воссоздание по аналогам, и не даже восстановление на основе историко-архитектурных исследований. Грамотно организованная консервация памятника экономически более целесообразна, так как требует меньших ( по сравнению с воссозданием) материальных затрат.
The National Trust:
Первый "Национальный траст по охране исторических памятников, достопримечательностей и живописных мест" возник в Англии в 1895 г. и успешно действует до нынешнего дня. Он был создан с целью сохранения в интересах общества уникальных объектов: ландшафтов сельской местности с их растительным и животным миром, а также зданий и построек в Англии, Уэльса и Северной Ирландии, имеющих культурно-историческое значение. Сегодня в Национальный траст входит 3,4 млн человек. Организация общественная, полностью независимая от государства, существующая на членские взносы, пожертвования, доходы от коммерческой деятельности. За членские взносы люди получают привилегии, в том числе право на свободное посещение памятников, находящихся в ведении траста.
НАШИ АДРЕСА:
Фонд возрождения русской усадьбы: ул. Б.Якиманка, д.35, стр.1,
тел. 238-8051
The National Trust: