28.12.2012

Любовь никогда не бывает без грусти

  • Урбанистика Архитектура
  • Объект
Фото: Елизавета Иршаи Фото: Елизавета Иршаи

информация:

  • где:
    Россия. Москва

«Итак, парк площадью 4,9 га?» – «5,3, на самом деле», – поправляет меня Игнат Жолобов, двадцатисемилетний директор Сада Баумана, год назад назначенный на эту должность «Мосгорпарком» – учреждением, проводящим программу обновления зеленых зон столицы. «Если Парк Горького – «локомотив» этой программы, то остальные четырнадцать московских парков – «паровозы», и мы в том числе!» – заявляет Игнат.

Бывший «Сад имени Первого мая» возник в 1920 г. в результате слияния бывших усадебных парков Чулкова, Голицына и Стахеева, а через пару лет был переименован в честь революционера Николая Баумана. В этом популярном месте гуляния москвичей, протянувшемся от Старой до Новой Басманной улицы, имеются свои «меморабилии» – например, грот «Бельведер», сохранившийся с XVIII в., правда, в весьма плачевном виде. Причина разрушений – кафе, устроенное в советское время прямо в пещере. Во времена НЭПа в cаду появилась музыкальная эстрада, в свое время там со своим джаз-бендом выступал Леонид Утесов, а потом Михаил Козаков снял ее в фильме «Покровские ворота»: именно здесь герой Леонида Броневого распевал сатирические куплеты. В числе прочих достопримечательностей – Шахматно-шашечный клуб, где и сейчас проводятся турниры, памятник Бауману скульптора В. Одинокова (1972 г.) и, наконец, главный дом усадьбы Михаила Голицына, залы и подвалы которого ныне заняты ресторанами.

«Вы пришли сюда в октябре 2011 г., как тогда выглядел сад и что с тех пор сделано?» – спрашиваю я молодого директора. «Признаюсь, выглядело все удручающе, темно, запущенно, какие-то потрепанные флажки висели. Мы стали искать архитектурные бюро для реконструкции, остановились на «Wowhaus», и дальше они облекали в форму озвученные нами идеи: новаторская детская площадка, так называемый многофункциональный забор с сувенирной лавкой, большая беседка, ныне работающая как выставочная площадка (летом в ней будет кафе). Архитекторы отремонтировали кинобудку, проектируют спортивную площадку. Возле эстрады на всю зиму залит каток. «Buro 17» санкционировало установку трансформеров, «Гоголь- модулей» (проект студии «RueTemple»), до трех часов дня работающих беседками, а после – книжными ларьками. Фокусная категория граждан – молодые семьи от 25 до 35 лет. По утрам и вечерам у нас гуляют дети, днем пожилые люди. Установили видеонаблюдение, отучили граждан распивать пиво на лавочках, обрезали суховершинные деревья, омолодили газон и разрешили по нему гулять. Сложный вопрос остается с собачниками, но к решению этой проблемы, насколько я знаю, не приблизился еще ни один парк. Пока вот развешиваем таблички… Скоро здесь силами французских дизайнеров будет осуществлена подсветка входных групп и появятся звуковые инсталляции».

«Место историческое, как будете его сохранять?» – «Ландшафт исторический, согласен. А вот есть ли тут что сохранять? Давайте посмотрим… – Игнат ведет меня к детской площадке. – Вот тут стоял бюст Баумана, его в 1992 г. перенесли. Здесь мои предшественники высадили голубые ели и березу, что совершенно не вписывается в понимание голландских садов. В гроте идет реконструкция, вместе с заводом Гаслинского архитектурного литья восстанавливаем аллегории четырех сторон света. Вот, собственно, и все».

Для полноты картины мы опросили еще и местных жителей. Одна из них, модельер Дарья Разумихина, радуется: «В саду стало чисто, красиво, каток, киоски. Вот купила несколько чудесных детских книг с иллюстрациями Спирина. Теперь не страшно ходить и вечером. Отличные лавочки, вкусные сосиски, большой экран, где мы летом смотрели Олимпиаду под проливным дождем. Хотя в моем детстве тут была большая горка, с которой я любила кататься на картонке, и танцы по вечерам у сцены…» А вот Ася Филиппова, директор ЦТИ «Фабрика», живущая неподалеку, пожимает плечами: «Индивидуального лица у сада нет и скорее всего уже не будет. Прежнее обаяние старого парка не вернется никогда. Правда, стало чисто и опрятно, охранники внимательно следят за порядком».

Игнат Жолобов: «Мы пытаемся выдержать некий баланс того, что диктует история, и требований нынешнего времени. В саду хочется не только сохранить старое, но и сделать из него что-то интересное, иначе оно станет ненужным».
Фото: Елизавета ИршаиФото: Елизавета Иршаи
Фото: Елизавета ИршаиФото: Елизавета Иршаи
Комментарии
comments powered by HyperComments