RSS
24.09.2012

Взялись за ЗИЛ

Фото Елизаветы Иршаи Фото Елизаветы Иршаи

информация:

Первый дом культуры рабочих постигло культурное обновление.

Герой Семена Фарады, блуждая по коридорам института НуиНу, никак не мог обнаружить выход, что немудрено: кинофильм «Чародеи» снимали в ДК ЗИЛ, а это 22 тыс. кв метров площади плюс 6 гектаров парка.

Московский областком профсоюза металлургов уже в 1930 году, объявляя архитектурный конкурс на проект Дворца культуры Пролетарского района, замышлял его гигантским. В сети клубов как составляющей «общего культурного обслуживания» страны ему предписывалось занять первое место. Все тогдашние авангардные институции — ВХУТЕИН, АСНОВА, ВОПРА, АРУ, МАО, МВТУ, ЛИГИ, АСНОВА, ОСА — на равных вступили в борьбу. Предлагались проекты с вращающимися партерами, подвижными фермами. Своевольный заказчик отверг дерзкие оригинальные замыслы, так и не назвав победителя. Однако, материалы двух туров конкурса должны были быть использованы в нем не участвующими архитекторами, братьями Весниными, в итоге получившими заказ на строительство объекта.

Проект лидеров конструктивизма оказался не менее грандиозным: малый 4 этажный театральный корпус вместе с залом на тысячу зрителей, библиотекой, лекторием и даже обсерваторией с телескопом. Для освобождения площадки под стройку безжалостно разбирались части стен и башен Симонова монастыря. Не осуществленным остался лишь проект отдельно стоящего театрального здания с залом на 4 тыс. человек. К 1937 году, когда строительство ДК завершилось, изменилась не только политическая ситуация, но и архитектурная концепция. Конструктивизм под резкую критику уходил с повестки дня. Тем не менее, Веснины ни пошли на компромиссы, не допустив никаких реверансов в сторону классики.

C недавних пор в ДК затеялась нешуточная работа, вполне сравнимая с реконструкцией Парка Горького. С разницей, что там все направлено на улучшение культурного отдыха, а здесь на социальные программы и досуг за счет образования и развлечения. Департамент культуры Москвы и его глава Сергей Капков намерены за несколько лет превратить советские ДК на окраинах в современные культурные центры. ДК ЗИЛ — пилотная площадка.

Шедевр конструктивизма передан в подчинение городу (и финансируется из городского бюджета), переименован в Культурный центр «ЗИЛ». Команда под руководством директора Елены Зеленцовой по сути дела занимается апгрейдом той программы, которая существовала здесь в 1937 года: лекторий, библиотека, кружки, театр, танец. Фирменный стиль и логотип разработал Игорь Гурович (Zolotogroup). Борис Куприянов («Фаланстер») занимается книжной программой. Рустам Тавасиев в помещении обсерватории будет вести кружок под названием «Бегемотопись» (рисование мягкими игрушками). Сюда переезжает школа танца «ЦЕХ». Запланированы лекции и экскурсии. Громадье планов. Сейчас «ЗИЛ» готовится к 5 декабря, чтобы отметить 75-летний юбилей со дня открытия. Впереди еще научная реставрация самого здания. Скоро будет объявлен конкурс на проведение историко-архитектурных исследований. И да! Чтобы не теряться на просторах ЗИЛа, наконец-то вспомнили о навигации. За ее разработку взялся волонтер из Великобритании, архитектор Николас Чампкинс.
Фото Елизаветы Иршаи
Фото Елизаветы Иршаи
Фото Елизаветы Иршаи
Фото Елизаветы Иршаи
Фото Елизаветы Иршаи
Фото Елизаветы Иршаи
Фото Елизаветы Иршаи
Фото Елизаветы Иршаи
Фото Елизаветы Иршаи
Фото Елизаветы Иршаи
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: