24.09.2012
Евгения Гершкович //
Мезонин, Октябрь 2012
Взялись за ЗИЛ
Первый дом культуры рабочих постигло культурное обновление.
Герой Семена Фарады, блуждая по коридорам института НуиНу, никак не мог обнаружить выход, что немудрено: кинофильм «Чародеи» снимали в ДК ЗИЛ, а это 22 тыс. кв метров площади плюс 6 гектаров парка.
Московский областком профсоюза металлургов уже в 1930 году, объявляя архитектурный конкурс на проект Дворца культуры Пролетарского района, замышлял его гигантским. В сети клубов как составляющей «общего культурного обслуживания» страны ему предписывалось занять первое место. Все тогдашние авангардные институции — ВХУТЕИН, АСНОВА, ВОПРА, АРУ, МАО, МВТУ, ЛИГИ, АСНОВА, ОСА — на равных вступили в борьбу. Предлагались проекты с вращающимися партерами, подвижными фермами. Своевольный заказчик отверг дерзкие оригинальные замыслы, так и не назвав победителя. Однако, материалы двух туров конкурса должны были быть использованы в нем не участвующими архитекторами, братьями Весниными, в итоге получившими заказ на строительство объекта.
Проект лидеров конструктивизма оказался не менее грандиозным: малый 4 этажный театральный корпус вместе с залом на тысячу зрителей, библиотекой, лекторием и даже обсерваторией с телескопом. Для освобождения площадки под стройку безжалостно разбирались части стен и башен Симонова монастыря. Не осуществленным остался лишь проект отдельно стоящего театрального здания с залом на 4 тыс. человек. К 1937 году, когда строительство ДК завершилось, изменилась не только политическая ситуация, но и архитектурная концепция. Конструктивизм под резкую критику уходил с повестки дня. Тем не менее, Веснины ни пошли на компромиссы, не допустив никаких реверансов в сторону классики.
C недавних пор в ДК затеялась нешуточная работа, вполне сравнимая с реконструкцией Парка Горького. С разницей, что там все направлено на улучшение культурного отдыха, а здесь на социальные программы и досуг за счет образования и развлечения. Департамент культуры Москвы и его глава Сергей Капков намерены за несколько лет превратить советские ДК на окраинах в современные культурные центры. ДК ЗИЛ — пилотная площадка.
Шедевр конструктивизма передан в подчинение городу (и финансируется из городского бюджета), переименован в Культурный центр «ЗИЛ». Команда под руководством директора Елены Зеленцовой по сути дела занимается апгрейдом той программы, которая существовала здесь в 1937 года: лекторий, библиотека, кружки, театр, танец. Фирменный стиль и логотип разработал Игорь Гурович (Zolotogroup). Борис Куприянов («Фаланстер») занимается книжной программой. Рустам Тавасиев в помещении обсерватории будет вести кружок под названием «Бегемотопись» (рисование мягкими игрушками). Сюда переезжает школа танца «ЦЕХ». Запланированы лекции и экскурсии. Громадье планов. Сейчас «ЗИЛ» готовится к 5 декабря, чтобы отметить 75-летний юбилей со дня открытия. Впереди еще научная реставрация самого здания. Скоро будет объявлен конкурс на проведение историко-архитектурных исследований. И да! Чтобы не теряться на просторах ЗИЛа, наконец-то вспомнили о навигации. За ее разработку взялся волонтер из Великобритании, архитектор Николас Чампкинс.
тема:
Реконструкция ЗИЛ