Влад Кунин об архитектуре пространства в пространстве архитектурной школы
- Урбанистика / Градостроительство
- Репортаж
- круглый стол
информация:
-
где:
Россия. Нижний Новгород -
событие:
AFF 2015. Школа-коммуна: от утопии к реальности; Презентация программы летней архитектурной школы AFF «Горизонты Санкт-Петербурга»; Река в Городе; Фундамент архитектурного будущего. Летняя архитектурная школа «Река в городе»; «Река в городе». Презентация летней школы «Фундамент Архитектурного Будущего»
Как часто мы про себя отмечаем, что город вокруг серый и неуютный, и, порой, даже не можем объяснить себе почему? Как наполнить городскую среду, а если получится, неповторимой и узнаваемой душой? Этими вопросами задалась группа молодых архитекторов и смоделировала в Нижнем Новгороде учебный процесс особого формата. Здесь происходит междисциплинарное погружение в городскую среду и формируется ответственное к ней отношение – духовный фундамент будущего градостроительства. Об универсальных законах формирования городской среды мы поговорили с организатором Летней архитектурной школы «Фундамент Архитектурного Будущего», прошедшей этим летом в Нижнем Новгороде, Владом Куниным.
Понимание того, какую среду мы хотели бы получить; что нам необходимо для комфортного существования – эти вопросы необходимо ставить ежедневно самим жителям города, и в первую очередь практикующим архитекторам, формирующим его облик. Здесь не бывает однозначного ответа: "в конкретной ситуации надо поступать так-то". Наша задача состоит в том, чтобы сформировать ответственное отношение к данной проблеме, чтобы она всегда учитывалась в реальной проектной работе. Конечно, для нашего физического комфорта необходима удобная жилая ячейка и удобный путь до работы. Но если задуматься, когда мы говорим о комфортной городской среде, мы прежде всего, имеем в виду эмоциональный комфорт и духовную наполненость.
В Европе часто отмечаешь про себя, что «этот город удобный для жизни, и эмоционально комфортный». Не проще ли для создания городской среды пригласить западных специалистов?
Иностранный опыт может помочь насытить город продуманными инфраструктурными решениями. Вместе с тем мы хотим быть причастны к урбанистическим процессам в наших городах. Кроме того, мы убеждены, что человек, родившийся в России, тоньше чувствует потребности местной городской среды, чем любой зарубежный архитектор.
Сегодня одна из существенных проблем состоит в том, что крупными градостроительными проектами начинают заниматься иностранные проектные бюро, опираясь только на свой, западный опыт. В том числе и по этой причине, мы стремимся создать новый образовательный формат, который позволит прийти к более глубокому пониманию родной урбанистической среды и поможет почувствовать ответственность за сохранение и развитие ее духовного начала.
С чего начать, если ты хочешь повлиять на городскую среду?
Формирование городской среды должно быть сознательным актом. Вначале создается общее информационное поле, чтобы определить особенности конкретного места в жизни города, его восприятия в глазах и душах людей. И уже после этого на новом уровне осмысления можно приступать к новому архитектурному проектированию.
Существуют ли объективные критерии оценки городской среды?
Самый замечательный критерий, когда жители города с самого детства начинают отождествлять себя с конкретным городским пространством. Сразу становиться понятно, что у этого места есть свои «якоря». У человека появляется своя, личная история, связанная с местом, которого не хочешь терять. Сначала это дворы, любимый дуб, любимая детская площадка. Затем этот маленький мир расширяется, появляются места духовной подпитки: свои скверы, набережные, музеи, театры. Площади - места волеизъявления, парки – места общения с природой…
Летняя архитектурная школа, как раз и была посвящена своеобразному «любовному треугольнику» - человек-город-природа, наполненному, как обычно в таких конструкциях, сложными внутренними противоречиями. Конкретной темой исследования Летней школы стали «отношения» города и реки, в которых, порой, человек может оказаться лишним.
Насколько эта тема – «Река в городе» - актуальна для Москвы?
Говоря о Москве, можно видеть, как город отвернулся от реки, стараясь исключить ее из своей жизни. Сказать, что наш город стоит на реке, будет справедливым лишь с формальной точки зрения. Физический аспект настолько отодвинул духовный, что город перестал замечать природу реки: она просто перестала быть зоной доступной для созерцания жителями. Набережные - превращенные в автомобильные дороги, промышленные зоны, отделяющие жилые районы от воды, дома, не всегда повернутые фасадами к реке, заужение русло в сопоставлении с громадой мегаполиса. Все это влияет на величественный облик, свою историю, свою индивидуальность. В Нижнем Новгороде ситуация иная. Поскольку городское пространство и люди не смогли укротить одну из крупнейших рек – Волгу – тема взаимоотношений реки и города постоянно присутствует.
Неукротимый дух реки как природного и культурного явления воздействует на всю городскую среду.
Река в городе как явление – именно под таким углом рассматривалось многообразие взаимоотношений урбанистического и стихийного начал. Река в городе теряет старые и приобретает новые свойства, оказывает влияние на городскую структуру, формирует уникальный ландшафт и выстраивает отношения с людьми – на физическом, ментальном и сакральном уровнях. Погружение в метафизические рассуждения происходило в ходе прогулок по городу и дало возможность «прочитать» его изнутри.
Градостроительство требует междисциплинарного подхода, когда в проектировании наряду с архитекторами участвуют социологи, психологи искусствоведы, экономисты. Только так рождается объективное комплексное осмысление городского пространства. Градостроительство – это коллективная работа, и в нашей Летней школе мы попытались этого достичь.
Все участники школы – архитекторы (по большей части), искусствоведы, социологи, журналисты – в первый же день разделены на проектные группы по 3-4 человека. Работа творческих групп сопровождалась лекциями и беседами с Михаилом Какушкиным – теоретиком архитектуры, руководителем эвристической лаборатории, доктором филологии и теологии Леонидом Мацихом; Михаилом Богомольным – архитектором, директором института «Мильхауз» (Израиль), Виктором Вахштайном – деканом факультета социологии «Высшей школы социологических и экономических наук». И конечно, было натурное изучение городской среды.
Учитывая заявленную тему, архитектурному и культурному осмыслению подверглись лишь территории, непосредственно прилегающие к реке?
В центре Нижнего Новгорода, рядом с кремлем, есть так называемый Почаинский овраг. Это не река и не город в полном понимании. Овраг не дал поглотить себя строительством и открывает колоссальные ландшафтные возможности для городской среды. Проводник теплого воздуха от реки, он служит одновременно "легкими" города,- проникновением природного в город. И хотя там нет воды, на духовном уровне он становиться аналогом реки в городе. Поэтому большинство проектов-концепций оставили овраг неким природным оазисом в городской среде.
Как ваш подход соотносится с практикой?
Когда мы говорим о конкретных методиках и реализованных решениях, это относится к реальной проектной работе. Конкретные проектные решения наших рабочих групп, по сути, были не самоцелью, а неким побочным продуктом. Гораздо важнее было наполнить смыслом то пространство, над которым мы работали. Это не набор дорожек и кубиков-домов, не освоение квадратных метров, а прежде всего, это место пересечения людей, культурного обогащения и общения с природой, с самим собой и вечностью. И правильно организованный город, может быть в этом замечательным посредником.
Осмыслить представленные проекты вам помогали признанные специалисты, архитекторы Москвы и Нижнего Новгорода. Насколько они корректировали творческий процесс?
Наша школа — для специалистов, где нет схемы "педагог-студент". Все находятся в состоянии городских открытий. Здесь есть лекции и семинары, где затрагиваются основополагающие городские проблемы, есть экскурсии и встречи сгорожанами, местными социологами и культурологами, наконец, есть проектная работа. Но никто не говорит вам: «это не совсем правильно, попробуй сделать вот так».
У Нашей архитектурной школы и самой модели неклассического междисциплинарного подхода в архитектурном проектировании существовали аналоги, например, в конце 1960-х появилась Сенежская экспериментальная студия художественного проектирования под руководством Евгения Розенблюма, она собирала практикующих архитекторов из разных уголков страны. Градостроительные решения, разработанные в студии, воплотились лишь отчасти (или вовсе остались в области «бумажной архитектуры»), но опыт работы на «Сенеже» формировал у архитекторов комплексное восприятие городской среды.
Имея аналогичную форму существования, Летняя архитектурная школа переносит акцент с проектной работы (с конкретными заданиями и четкими стандартами подачи проектов) на область духовного, культурологического осмысления городского пространства. Именно через такую призму за короткий пятидневный срок участники Школы взглянули на городскую среду в целом, постарались осмыслить конкретные сценарии, по которым существует городское пространство. Осмысление и новые идеи вылились в проектную составляющую, которая была подана в свободной форме: макетов, эскизов, текстов, даже живописных работы, отражающих нематериальную сущность проблемы. Проектные предложения обсуждались под разным углом, и выливались в новые беседы и новую проблематику.В градостроительстве есть масса подводных камней, там встречаются большие деньги и большие интересы, и духовное насыщение городской среды, как правило, благополучно выпадает из различных градостроительных концепций. Молодые специалисты с их критическим осмыслением архитектурных процессов и творческими исканиями, как правило, оказываются невостребованными. И если мы сегодня не сформулируем свой отечественный архитектурный подход, не сделаем его публичным, завтра, может оказаться уже не будет предмета для разговора.
Информационная страница летней архитектурной школы «Река в городе», 18-23 июня, 2011 >>>
Следующая Летняя школа «Фундамент архитектурного будущего» пройдет в Санкт-Петербурге в начале июля. Тема 2012 года «Горизонты».