22.07.2004
                                        
                                         
                                         Алексей Муратов // 
                                         Проект Россия, 15.07.2004, №32
                                                                                   
                                        
					Жилые дома в Бутиковском переулке
- Архитектура
- Объект
 Дом в Бутиковском переулке
					      Дом в Бутиковском переулкеинформация:
- 
							   
							    что:Жилой комплекс в Бутиковском пер.
- 
						  где:Россия
- 
						  
						   архитектор:Сергей Скуратов
Два кондоминиума Сергея Скуратова в районе Остоженки минимально разделены не только в пространстве, но и во времени - комплекс из бурого кирпича был сдан в прошлом году, а строительство Cooper House заканчивается в нынешнем. В совокупности эти объекты - едва ли не самый красноречивый пример стремительной эволюции «элитной архитектуры» в Москве. С вознесенными над землей малахитовыми шкатулками дома №3 его тянущийся из глуби¬ны переулка сосед контрастирует не только своими одеждами из юрского камня и кирпи¬ча - сама логика формообразования двух объектов-погодков контрастна. Тот, что старше, относится к семейству так называемой средовой архитектуры, «ордером» которой служит сопутствующий ей контекст. Авторское начало проявляется здесь двояко: на макроуровне - в выборе и интерпретации сре-довых цитат, а также в перекидывании мостиков между ними, на микроуровне -в деталях: в заполнении простенков деревянными фальшставнями или же в белых оконных откосах на темной стене, намекающих на многослойность оболочки здания. Одной из характерных черт средового подхода является нейтральность объектов. Вот и дом в Бутиковском со стороны может равно быть истолкован и как офисный, и как жилой: уникальность в данном случае синонимична не специфичности, но незаменимости здания, обусловленной его органичной встроеннос-тью в среду. Основной контекстуальной темой дома №5 становится противопоставление старой и новой Остоженки: вставки из юрского камня вызывают ассоциации с домом Ю.Григоряна (см. с. 36-41), а контрастирующий с ними темный кирпич призван поддержать в районе застройки «пунктуацию краснокир-пичных домов». Объясняя свой замысел в Проекте Классика-III, архитектор заявляет, что контекст для него «неиссякаемый источник вдохновения и творческого поиска». Cooper House, в свою очередь, демонстрирует иной подход: главное здесь не характерность, но характерность. Актуальные элитные дома призваны не мимикрировать, но поражать, архитектура в них - один из существенных факторов извлечения прибавочной стоимости. И сильная, цельная форма корпусов, и активность консольных выносов, и патинированная медь, и торцы, подернутые стеклянной рябью, - все призвано заявить об исключительности объекта, причем о его исключительности именно в качестве жилья. Отношение к контексту здесь критическое, оно выражается путем включения в окружение кондоминиума дружественных ему элементов: зеленого русла от набережной к Зачатьевскому монастырю, сквера на пересечении Молочного и Бути-ковского переулков, ММБ Скокана и Паласмаа, чья медная крыша со стороны Москвы-реки работает с Cooper House в дуэте, и исключения враждебных: от несуразного творения «Дон-строя» комплекс отгораживается каменной стеной. «Всегда были носители идей и аранжировщики. Последние назывались сре-довиками», - говорит архитектор, отвечая на вопросы Проект Классика-VI, год спустя после приведенной в связи с домом № 5 в Бутиковском цитаты. 
Комментарии  
 comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments