RSS
01.09.2011

«Здесь люди со вкусом строят для самих себя»

  • Интервью
Т. Кузембаев Т. Кузембаев

информация:

  • где:
    Россия. Москва
  • архитектор:
    Тотан Кузембаев

С точки зрения архитектуры «Пирогово» удивляет не масштабностью строительства, не модным на Рублевке гигантизмом, а настоящим вкусом и бережным отношением к природному окружению. О том, как взаимодействуют друг с другом все участники проекта – заказчики, проектировщики, строители – рассказывает главный архитектор «Пирогова» Тотан Кузембаев.

– Одно из важных отличий курорта «Пирогово» – почти полное отсутствие повторяющихся проектов. Но при столь плотной застройке, что планируется в итоге, не сольется ли все это великолепие в некий общий фон?

– Нет, просто сформируется цельная среда. Тут есть гольф-поле, и на контрасте с его открытым пространством стоят дома. Замысел заключался не в том, чтобы собрать красивые дома, а в создании комфортной среды: природу не трогать, дома строить более или менее толерантные друг другу. Отношение к природе – это же отношения с людьми.

– А как вам самому удается не повторяться, учитывая, сколько уже вами спроектировано на этой территории?

– Люди разные, участки все разные. Поскольку мы относимся к территории нежно и с заботой, то стараемся каждый дом поставить, не задев существующие деревья, сохранив природное окружение. В результате каждый следующий проект вписываешь в полянку иную, чем предыдущая, от чего очертания планов каждый раз чуть корявые. Оно все само вырастает из ситуации и потребностей заказчика. Мы же потом лишь рихтуем, подгоняем до законченного архитектурного образа. Да и сами заказчики относятся к своим проектам весьма ревностно, волнуются, чтобы их вариант не показали другому клиенту. Большинство уже прониклось идеей «индивидуального пошива» – им хочется, чтобы архитекторы учли конкретный вкус и пожелания. Только вот конструктивно дома похожи – все выстроены на основе каркасной структуры. В этом есть, конечно, своеобразная рутина.

– А есть какие-то недавние технологические новшества, которые захватили ваше воображение?

– Последнее достижение – теплица-оранжерея, ее почти достроили. Обычно стекло крепят в рамы, а их на отдельную фасадную конструкцию, тут же мы положили стекло прямо на несущий остов. Получился готический павильончик из стекла. При этом соблюдены требования по сохранению тепла, необходимого для растений. Мы со стеклом в предыдущий раз экспериментировали в проекте Клубного дома. Вот, кстати, одна из любимых работ. Мы там применили безрамное двойное остекление и пустили тепло между его слоями. Очень интересная идея. Если ее развить, то, возможно, удастся сохранять в помещении необходимую температуру лишь за счет отопления/охлаждения этого периметра. Там объем воздуха меньше, чем в целом здании, а значит энергозатраты сокращаются.

– Кстати, а почему в «Пирогово» так много деревянной архитектуры?

– Это не я придумал, а основатель «Пирогова»  бизнесмен Александр Ежков, он это как-то спинным мозгом прочувствовал. Был влюблен в территорию, боялся ее испортить, искал адекватный материал, в итоге сказал проектировать из дерева. У меня тогда не было опыта подобного строительства, и он отдал под эксперимент свой дом. Там многое опробовано впервые, и были протечки, и какие-то поломки, но хозяин это героически пережил. Зато во всем участвовал. От того до сих пор смотрит за новыми стройками, если кто-то не так делает – расстраивается. Не было бы такого человека, который переживает за все, я не думаю, что курорт получился бы. Он же во всем участвовал и уговаривал тоже. Многие не понимали зачем современное строить, если они уверены в образе шале. На что получали ответ о том, что в «Пирогово» есть свои условия.

– Гордитесь полученной наградой за удачное сотрудничество архитектора и заказчика?

– Мне гордится нечем, просто повезло. Достаточно ведь человека правильного, который знает четко, чего он хочет и не вмешивается в творческий процесс. Мне кажется, это такой человек западного образца, там люди так действуют – каждый занимается своим делом: пирожки пирожник печет, сапоги сапожник шьет. А у нас все и каждый начинает лезть в чужую работу, что-то улучшать или давать советы. Заказчик не должен сомневаться. Во всем мире практика выбирать архитектора, он – царь и бог, он должен делать. А если будешь сомневаться, то и строители подхватят настроение и ничего не получится.

– Сложно со строителями находить общий язык при таких нестандартных проектах?

– Строителей мы очень строго отбираем. Сначала даем поработать с небольшими объектами. Сейчас осталась одна фирма «ТДВ-Трест». Кто-то сказал, что хороший объект получится, если найдут общий язык: мудрый заказчик, профессиональный строитель и талантливый архитектор. Когда все это совпадет, тогда может получиться объект достойный. Если кто-то из них не совсем правильный, это скажется на результате. Я, пересказывая эту мысль, добавляю, что главный здесь заказчик, который и выбирает себе партнеров. Он сам – первый заинтересованный в качестве. Второй – архитектор, у него амбиции есть. А строитель пришел деньги зарабатывать. Именно поэтому не стоит становиться на его сторону. Про своих строителей мы
знаем, что они умело организуют процесс, правильно выбирают дерево. Другие на тендере обещают одни материалы, потом бегут на рынок и по дешевке покупают доски, которые через месяц скрутит. Мы же живем в стране с разрушенной системой профтехобразования. На стройке все люди необученные, не умеющие читать чертежи. Нам приходится часто ездить, просто чтобы по месту объяснять, что начерчено.

– А другие заказчики приходят с просьбой спроектировать им такое же «Пирогово»?

– Да, многие. Но почему-то все думают, что это стоит каких-то копеек. Нет колонн с позолотой, карнизов, лепнины, значит – дешево. А когда говоришь, что это стоит дорого, то сразу отказываются. Потом в «Пирогово» мы работаем напрямую с заказчиком, между нами нет никаких «прокладок». Здесь люди со вкусом строят для самих себя – поэтому и получается тот результат, который виден всем.
беседовала: Мария Фадеева
Комментарии
comments powered by HyperComments