RSS
15.02.2000

Гнездо для маленьких лебедей. Конкурс на проект реставрации Большого театра

  • Реставрация

информация:

Прошел почти год назад - весной 1999-го. В нем участвовали не только реставрационные фирмы, но и такие одиозные строительные и проектировочные организации, как бородинский "Мабетекс" и посохинский "Моспроект-2".

Но победил в конкурсе "Курортпроект", который в советское время занимался в основном проектированием всесоюзных здравниц, а теперь, как и все другие архитектурные фирмы, ищет заказы в самых разных областях, в том числе и в таких, которые связаны с реставрационными работами. "Курортпроект" разрабатывал конструкцию атриума Гостиного двора, торгового комплекса на Манежной площади и куполов храма Христа Спасителя. Теперь вот Большой театр. Впрочем, надо сразу сказать, что "Курорт-проект" взял на субподряд две реставрационные мастерские, а также несколько инженерных фирм, специализирующихся на театральных технологиях.

Дело, конечно, не в "Курортпроекте" как таковом, а в том, что до сих пор (несмотря на прошедший со времени конкурса год) никто не знает, каким, собственно, быть Большому театру. Амбициозная дирекция Большого хочет превратить его в "театр XXI века", а дотошные реставраторы -оставить все, как было. Соответственно, существуют две точки зрения на новый Большой театр.
Первая. Театр - это живой организм, у которого есть каждодневные потребности (кстати, труппа театра за полтора столетия выросла в несколько раз). Любимая история, которую корреспонденту "Итогов", будто сговорившись, рассказали и в "Курортпроекте", и в отвечающем за стройку "Моспромстрое", - о том, как юные балерины после репетиций бегают по этажам театра с тазиками в руках, потому что в Большом мало душевых. Согласно предложенному проекту реконструкции при каждой гримерной должна быть своя душевая.
В новом проекте предусмотрены, конечно же, не только душевые. Нашлось место и новому гардеробу, и парковке, и арьерсцене, и сценическим "карманам", куда во время спектакля можно быстро убирать декорации. В результате получается современный театр. Но для того, чтобы такой проект реализовать, нужно изменить существующее здание, которое, между прочим, является памятником архитектуры федерального значения.

Поэтому и появилась вторая точка зрения: Большой театр - это здание-музей. Если его и переделывать, приспосабливая к сегодняшним нуждам, то в границах старого здания. На этом настаивают многие реставраторы и сотрудники Общества охраны памятников. Но подобный путь, скорее всего, не решит проблем труппы.

Победивший в конкурсе "Курортпроект" вынужден балансировать между исторической аутентичностью и технической необходимостью, между реставрацией и реконструкцией (типично московская ситуация). Проектировщики готовы идти на разного рода компромиссы, скажем, они увеличивают габариты здания, удлиняя его почти на четыре с половиной метра и надстраивая (в надстройках разместятся новые гримерные), но при этом старые стены будут не сносить, а разбирать и восстанавливать на новом месте.
Но главная на сегодняшний день проблема в том, что "Курортпроект"до сих пор не получил от заказчика (правительства Москвы и дирекции театра) не только денег за уже проделанную работу, но даже четко сформулированного проектного задания. И в результате проектирует на свой страх и риск, руководствуясь лишь списком помещений, которые в здании должны быть - репетиционные залы, артистические уборные, комнаты отдыха и даже сауна. Теперь, надо думать, балерины будут бегать по театру не с тазиками, а с шайками и вениками.

Владимир Михайлович Вайнштейн, генеральный директор "Курорт-проекта":

- С чьей-то легкой руки пошло мнение, что мы выиграли конкурс потому, что предложили наименьшую сумму. Ерунда. Мы выиграли его не только поэтому, просто мы получили больше всего баллов по целому ряду позиций (Владимир Михайлович показывает протокол). Цена предложения у нас действительно самая низкая. Но, скажем, за сроки выполнения работ мы получили не самый высокий балл. И, наконец, в том, что касается концептуального решения, к нам никто и близко не подошел, кроме "Мабетекса". У нас тут шутят, что конкурс нам помог выиграть господин Скуратов.

Затем мы стали разбираться, что же мы выиграли, и стали смотреть, что же хочет от нас театр.

- Готовясь к конкурсу, вы проводили экспертизу здания театра?

- Экспертную оценку мы не проводили, но немного изучили, не вдаваясь глубоко, потому что и времени не было, и задача такая на первых порах не стояла. Но мы понимали основные проблемы, которые стоят перед театром. Потом выяснилось, что все гораздо сложнее.

Попробую объяснить, о чем я говорю. В XIX веке сцено-графические возможности были совсем другие - свет, декорации, звук и так далее. Хочу сразу сказать, что работники "Курортпроекта", в том числе и архитекторы, не меньшие патриоты, чем все остальные. Мы считаем, что по возможности нужно оставить все в том виде, в каком это существует. И не только оставить, а выявить те старые элементы, которые были в театре и которые в силу разных причин (прежде всего как раз из-за нехватки площадей) были потом уничтожены. Скажем, анфилады залов на каждом ярусе - пять шикарных залов. Мы их сегодня практически не видим, они застроены. Часть занята под служебные помещения, часть закрывается буфетами, нет нормального гардероба. Чудовищные туалеты - прошлого века. Еще одна большая проблема: инвалиды сегодня не могут посещать театр.

История - штука деликатная. Наше предложение: оставить по максимуму все, что было. И с помощью реставрационных работ найти тот образ, который бы соответствовал, скажем, середине XIX века или времени коронации Николая II (есть прекрасные иллюстрации). Но это уже не наша забота, потому что есть специальная научная реставрация, которая должна определить, что делать. Наша задача в том, чтобы создать современные гардеробы, санузлы и тому подобное. И мы решаем ее за счет использования подземного пространства.

- То есть вы почти не трогаете зрительскую часть?

- Единственное, что мы вносим в зрительскую часть, - это лифты для инвалидов и современный санитарный узел, но и он будет на том же месте. Есть и другие проекты.

Когда недавно в Большом устраивали праздник в честь Миллениума, в партере пришлось делать специальный настил. А сто лет тому назад партер покоился на платформе, которая могла изменять наклон. Это было достаточно интересное и современное для тех времен решение. Эту платформу можно восстановить, а можно и не восстанавливать. Всё. Больше ничего мы со зрительской частью не делаем.

- А что будет со сценой?

- Что касается сцены и закулисного пространства, то там все чрезвычайно плохо. Девочки, отрепетировав, бегают мокрые с этажа на этаж, чтобы смыть с себя пот. Абсолютно чудовищные, допотопные условия. Это одно обстоятельство. Второе заключается в том, что сегодня театр не может пользоваться жесткими декорациями. Когда опускается антрактный занавес, декорацию нужно разобрать, куда-то ее деть и подать новую. Сегодня, по расчетам театра, это занимает 40 минут. Как выходят из положения? Примерно так же, как выходили в XIX веке - делают рисованные декорации, на холсте. Но современные спектакли требуют новой сценографии. Их нельзя поставить в рюшечках, которые приличествуют, скажем, "Лебединому озеру" или "Спартаку". Мы же предлагаем сделать "карманы" и арьерсцену с поворотным кругом и другими устройствами. В результате получатся три сцены, и декорации можно будет менять за минуту. Но чтобы все это сделать, нужно уйти под землю.

- Как глубоко?

- Где-то на 20 метров. По проекту, меняя сценическое пространство, мы увеличили габариты, но получили возможность создать нормальные гримуборные. В том числе на уровне планшета сцены.
Вспомогательные помещения есть в театре и сегодня, но они занимают те пространства, которые должны принадлежать зрителям. Сейчас для зрителей закрыт Хоровой зал -он используется как репетиционный. Мы же хотим открыть его для публики. И тогда Большой театр можно будет посещать как музей.
Мы не сносим позднюю пристройку к задней части здания. Мы только убираем внутренние стены. Внешние стены будут сохранены. Мы трогаем только три внутренних стены, за которые держатся реставраторы. Но это тоже нарушение закона. Мы это понимаем.

- Возвращаясь к проблеме сцены: в Большом уникальная наклонная сцена. Вы и ее будете менять?

- Хорошо было бы - и сегодня технически это возможно - иметь и такую сцену, и такую. Проблема в деньгах.

- Устройство "карманов" и арьерсцены повлияет на уникальную акустику театра?

- Про акустику разговор особый. После меня вам надо поговорить с Еленой Образцовой, с кем-то еще. Они вам расскажут, что они орут, форсируют звук (Елену Васильевну нам расспросить, к сожалению, не удалось, но ее коллеги уверили нас, что орать на сцене Большого им не приходилось. - "Итоги"). Наша задача состоит в том, чтобы Большой не превратился во Дворец съездов, где висит звуковой занавес и весь звук препарируется и выдается через динамики, подзвучки. Это инженерная задача. И есть десятки способов ее решения.

- Как вы сотрудничаете с реставраторами?

- Поскольку мы не являемся реставрационной фирмой и не собираемся ею быть, мы пригласили фирму "Реставратор-М", которая участвовала в реконструкции Большого Кремлевского дворца. После того как мы выиграли конкурс, нам настоятельно рекомендовали подключить к проекту Центральные научно-реставрационные производственные мастерские при Министерстве культуры, которые тоже участвовали в конкурсе, но проиграли. Мы пошли навстречу, пригласив аж две реставрационные организации. И поделили их сферы влияния: "Реставратор-М" взяла на себя интерьеры, а ЦНРПМ - фасады.

— Какая сегодня ситуация?

— Первого июня генподрядчик ЗАО "Моспромстрой" заключил с нами контракт на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) и рабочей документации. Сначала делается концепция, потом согласовывается и утверждается ТЭО, а затем - рабочая документация. Пока мы находимся на концептуальной стадии. Нет даже ТЭО, потому что его можно делать только после того, как утверждена концепция.

- А она утверждена?

- Сейчас весь сыр-бор из-за того, что мы пока не можем утвердить концепцию. Ведь, с одной стороны, мы выполняем задание Большого театра и заказчика - "Моспромстроя", который заключил с нами контракт. А с другой - есть органы, которые охраняют памятники, и есть плановое реставрационное задание. Эти две стороны входят в противоречие. Ответственные за охрану памятников, ссылаясь на федеральный закон, говорят, что мы не имеем права выйти за пределы существующего здания, что мы должны сохранять стены и внутреннюю колоннаду. Но в законе - который, как вы понимаете, стал нашей настольной книгой, - в 41-й статье сказано, что в виде исключения и по решению правительства можно вносить изменения в памятник истории и культуры. Если такое разрешение будет, то Общество охраны памятников должно с ним согласиться, потому что правительство выше. Тогда мы реализуем наш проект. Если нет - мы обязаны подчиниться закону.

- Какова стоимость работ?

- Стоимость контракта на проектирование - 46 миллионов рублей. Предварительная стоимость строительных pall бот - 250 миллионов долларов, но реальная стоимость может быть определена, только когда будет ТЭО.

- А сроки?

- Сейчас сроки строительных работ зависят от финансирования. Если оно будет, то они займут полтора-два года. •комнату худрука и управляющего.

Документы
Хотя проект реконструкции Большого театра еще не утвержден, существуют требования заказчиков, которые проектировщики должны удовлетворить. Они перечислены в документе с громоздким названием "Материалы к концепции реконструкции и реставрации ГАБТ РФ". Вот некоторые из них:
"В составе основного комплекса предусмотреть:
а) для балетного коллектива
- кабинет худрука и управляющего, 3 репетиционных зала;
б) для оперного коллектива
- 3 репетиционных зала, 16 концертмейстерских классов, кабинет худрука и управляющего, комната режиссера;
в) для хорового коллектива
- репетиционный зал с амфитеатром в 4 уровня, репетиционный зал 100 кв. м, комнату для групповых занятий, комнату отдыха артистов, канцелярию и кабинеты худрука и управляющего, помещения нотной библиотеки;
г) для оркестра - 2 класса, 10 комнат для индивидуальных занятий, репетиционный зал для духового оркестра, помещения для хранения муз. инструментов, нотную библиотеку, канцелярию, кабинет главного дирижера. В оркестровой яме запроектировать подъемно-опускной пол, расширить проходы в оркестровую яму; предусмотреть комнату суфлеров.
д) для миманса - зал для занятий с артуборными и душевыми, 2 комнаты для отдыха артистов, комнату для видеопросмотров и музыкальных прослушиваний.
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: