Собор Владимирской иконы Божией матери в Кронштадте
- Реставрация
информация:
-
где:
Россия. Кронштадт -
тема:
Завершенные реставрации и реконструкции
Специалисты реставрационной мастерской ООО «Карэ», входящей в состав «Северо-Западной Ассоциации Реставраторов РФ» завершили реставрацию и воссоздание орнаментальной и монументальной живописи в Соборе Владимирской иконы Божией матери в Кронштадте.
Осенью 2006 года Федеральное агентство по культуре и кинематографии провело конкурс среди реставрационных мастерских на право проводить работы по реставрации и воссозданию монументальной сюжетной живописи кронштатдского Собора. Победителем стало ООО «Карэ», один из мастеров которого, Армен Суренович Газиянц, является профессионалом в области реставрации живописи. Мастер работает исключительно традиционными способами – и результаты его труда почти невозможно отличить от кисти древних мастеров.
Работы начались с орнаментальной живописи: основываясь на сохранившихся фрагментах, Армен Суренович восстановил орнаменты на потолке и стенах зала Собора. Следующим этапом стала работа над монументальной живописью – всего предстояло отреставрировать и воссоздать семь фигурных композиций: евангелистов «Святого Апостола Павла», «Святого апостола Петра», «Святого Василия Великого», святителей «Св. Григория Богослова», «Св. Иоанна Златоуста», «Св. Григория Двоеслова», а также многофигурную композицию «Крещение».
Для того, чтобы с нуля воссоздать иконы, на основании иконографических материалов мастер выполнил эскизы в карандаше, после чего они были перенесены на картон, и только затем Армен Суренович приступил к воссозданию утраченных росписей в технике масляной живописи непосредственно на холст.
Сейчас самая трудоемкая и кропотливая часть работы завершена – евангелисты и святители, воссозданные чуткой рукой мастера, под куполом Юсуповского дворца ждут момента отправки и установки в Кронштадтском Соборе Владимирской иконы Божией матери. И совсем скоро наступит момент, когда двери обновленного Собора распахнутся для прихожан, и тот поразит их своим воскреснувшим интерьером.
Историческая справка
Первая деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери для солдат Кронштадтского гарнизонного полка была выстроена на Котлине в 1730 - 1735 годах. В 1753 году вместо первоначальной Владимирской Крепостной церкви была устроена новая военно-крепостная церковь. Почти 100 лет этот храм находился в ведении Адмиралтейств-коллегии, а в 1826 году, как и все военно-крепостные храмы, его передали на баланс военного ведомства, хотя среди его прихожан были и флотские чины. В 1764 году церковь была поновлена, но к концу века пришла в столь ветхое состояние, что требовала капитального ремонта или замены новой постройкой. Последнее и было исполнено в 1801 году, когда на ее месте была выстроена точно такая же новая деревянная церковь. К середине XIX века церковь, вмещавшая около 500 человек, оказалась тесной. Кронштадтский военный губернатор вице-адмирал Казакевич обратился по инстанции о целесообразности постройки более вместительной каменной военно-крепостной церкви, на что 21 декабря 1872 года Императором Александром II было дано Высочайшее разрешение.
Существующий каменный храм построен по проекту Д. И. Гримма академиком архитектуры Х. И. Грейфаном в 1875 – 1882 годах на месте прежней деревянной церкви, сгоревшей в 1874 году. Освящение храма было совершено 24 февраля 1880 года. В соборе, кроме главного престола, имелись приделы во имя Божией Матери "Утоли Моя Печали", освященный в 1888 году в нижнем ярусе храма, в крипте и правый придел верхнего храма во имя Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого Новгородского (освященный 9 ноября 1908 года епископом Гдовским Кириллом). В 1919 году был освящен придел Казанской Божией Матери. Пятинефная базилика с пятидесятиметровой колокольней вобрала в себя "цитаты" из русской архитектуры XVII века, однако формы и декор трех алтарных апсид и помещенная с западной стороны галерея-паперть выглядят несколько эклектично. Эскизы росписей храма выполнил академик Е. Б. Годун. Храм вмещал до 3000 молящихся. На углу Николаевского проспекта и Владимирской улицы была выстроена каменная часовня, принадлежавшая храму. В 1902 году указом Святейшего Синода храм получил статус собора.
Главной святыней собора была Владимирская икона Божией Матери, написанная 29 мая 1703 года и украшенная серебряной позолоченной ризой с венцом и разноцветными камнями, сооруженной в 1735 году.
Собор был закрыт в 1931 году и частично взорван в 1950-е годы - взрывом были разрушены алтарь, паперть и колокольня, однако храм все же остался стоять. После второго взрыва собора по соседним зданиям пошли трещины. Чтобы сохранить здания, взрывы решили прекратить. В 1960-е годы в соборе планировали разместить то бассейн, то конюшни, то что-то ещё. Около тридцати лет он продолжал пустовать, медленно разрушаясь.
В конце 1990 года собор был возвращен Санкт-Петербургской епархии. В полуразрушенном крепостном соборе были произведены консервационные работы, и до 1999 года восстановление святыни велось очень медленно. Богослужения совершались во временной домовой церкви Всех Святых, освященной в 1991 году. С 1999 года службы начали проводиться в здании храма, в нижнем приделе во имя иконы Божией Матери "Утоли Моя Печали", после проведения комплекса реставрационных работ.