08.11.2000
Егор Ларичев //
Газета.ru, 08.11.2000
Фаллическая и психиатрическая архитектура
- Архитектура
- Объект
информация:
-
что:
Реабилитационный центр для детей, страдающих ранним аутизмом -
где:
Россия. Москва
О пагубном воздействии московского архитектурного новояза на городскую среду написано предостаточно. Фаллические башенки, «богатый» декор, душок не слишком умелого плагиата – вот очередные достижения нашей неоимперской архитектуры.
Строительная компания «Архстрой» заканчивает сейчас отделку Бизнес-шоппинг-центра на Новинском бульваре, 32, это левее знаменитой высотки на площади Восстания, если смотреть с Садового кольца. Здание, строящееся при участии правительства Москвы, вобрало в себя все худшее, что есть в лужковской архитектуре. В материалах – следование новейшей архитектурной моде: синие стекла, облицовка из керамического гранита цвета дешевой вареной колбасы, каким обычно отделывают туалеты. Тем же гранитом отделаны непропорционально узкие трубы колонн, коротающих свой дистрофический век попарно. Над колоннами – полукруглые фронтоны, украшенные завитками – вялое воспоминание о барокко, неуместное на Новинском, где главенствует сталинский стиль. О вменяемости четырех башен, увенчанных золотыми куполками-луковками, и говорить не приходится.
Некоторые, может быть, вспомнят постмодерниста Риккардо Боффила, который тоже строит крупные офисные центры, используя упрощенный ордер и увенчивая небоскребы треугольными фронтонами. Но Боффил своей декорацией пытается ввести в громаду небоскреба человеческий масштаб – этажу здания соответствует «этаж» ордера. И если боффиловская мэрия Лос-Анджелеса уже стала «кинозвездой» — здесь снимался фильм «Переговорщик», — то до архстроевского центра глаза киношников дойдут вряд ли.
По сравнению с описанным гробом с золотой крышкой Центр для детей, больных аутизмом, Андрея Чернихова выглядит настоящим манифестом свободного проектирования. Расположен он далеко от центра – на улице Кашенкин Луг. Фасад здания невообразимо ярких цветов, на нем будто гигантскими ножницами вырезаны треугольники, трапеции, круги. Квадратные окна пустились вприсядку, внутри, под стеклянным потолком атриума, путаница балок, галерей, проемов. Беспредельный разгул авторской фантазии обусловлен научными целями: «это среда, повествующая о мире через знаковые праформы геометрии и кодовые ходы», утверждает архитектор. Круг, квадрат, волна, ритмы симметрии и ассиметрии – все это призвано привести аутичного ребенка в реальность. Идея, безусловно, хороша, но здание настолько агрессивно, что и здорового взрослого человека может ввести в полный ступор. Но важно другое – внешне Центр очень напоминает творения венского архитектора и художника Фридриха Хундервассера. Все творчество главного хиппи Австрии связано с детством, с поисками естественности и свободы, которой обладает только ребенок. Скажем, Хундервассер-хаус – это многоквартирный дом для людей, презревших норму. На полу здесь могут быть кочки, коридоры поднимаются в гору, стены сливаются с потолком. Каждый жилец обладает «оконным правом»: он может раскрасить в любой цвет наружную стену вокруг своего окна, насколько рука дотянется. В целом все очень похоже на черниховский центр. Однако Хундервассер строил свой дом по-доброму, пусть его представления о комфорте и отличаются от общепринятых. Чернихов же проектировал лечебный центр, а значит, перед нами не здание, а гигантский психотренажер.
Как, впрочем, и почти все, построенное в городе за последние 10 лет. Москва формирует характер.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Некоторые, может быть, вспомнят постмодерниста Риккардо Боффила, который тоже строит крупные офисные центры, используя упрощенный ордер и увенчивая небоскребы треугольными фронтонами. Но Боффил своей декорацией пытается ввести в громаду небоскреба человеческий масштаб – этажу здания соответствует «этаж» ордера. И если боффиловская мэрия Лос-Анджелеса уже стала «кинозвездой» — здесь снимался фильм «Переговорщик», — то до архстроевского центра глаза киношников дойдут вряд ли.
По сравнению с описанным гробом с золотой крышкой Центр для детей, больных аутизмом, Андрея Чернихова выглядит настоящим манифестом свободного проектирования. Расположен он далеко от центра – на улице Кашенкин Луг. Фасад здания невообразимо ярких цветов, на нем будто гигантскими ножницами вырезаны треугольники, трапеции, круги. Квадратные окна пустились вприсядку, внутри, под стеклянным потолком атриума, путаница балок, галерей, проемов. Беспредельный разгул авторской фантазии обусловлен научными целями: «это среда, повествующая о мире через знаковые праформы геометрии и кодовые ходы», утверждает архитектор. Круг, квадрат, волна, ритмы симметрии и ассиметрии – все это призвано привести аутичного ребенка в реальность. Идея, безусловно, хороша, но здание настолько агрессивно, что и здорового взрослого человека может ввести в полный ступор. Но важно другое – внешне Центр очень напоминает творения венского архитектора и художника Фридриха Хундервассера. Все творчество главного хиппи Австрии связано с детством, с поисками естественности и свободы, которой обладает только ребенок. Скажем, Хундервассер-хаус – это многоквартирный дом для людей, презревших норму. На полу здесь могут быть кочки, коридоры поднимаются в гору, стены сливаются с потолком. Каждый жилец обладает «оконным правом»: он может раскрасить в любой цвет наружную стену вокруг своего окна, насколько рука дотянется. В целом все очень похоже на черниховский центр. Однако Хундервассер строил свой дом по-доброму, пусть его представления о комфорте и отличаются от общепринятых. Чернихов же проектировал лечебный центр, а значит, перед нами не здание, а гигантский психотренажер.
Как, впрочем, и почти все, построенное в городе за последние 10 лет. Москва формирует характер.