21.01.2002
Егор Ларичев //
Эксперт, 21.01.2002, №3
Иконы на мороз
- Наследие
- Репортаж
- выставка
Музей архитектуры имени Щусева вот уже несколько лет славен своей выставочной деятельностью.
В последний год оплотом новых тактик и местом для обыгрывания радикальных выставочных стратегий стал полуразрушенный неотапливаемый флигель музея, где недавно открылась выставка "Небесное воинство". Здесь, в блестках инея, выставлены уникальные объекты северного православного искусства - так называемые небеса из коллекции Каргопольского историко-архитектурного музея-заповедника.
Возникновение "небес" напрямую связано с типологией северной деревянной церкви, с тамошними суровыми климатическими условиями и вытекающими из них строительными технологиями. Снаружи северная церковь представляет собой высокий шатер. Внутри - это крошечное пространство с невысокими потолками. Уместить в нем традиционную для православия сложную иконографическую программу невозможно. Поэтому-то и были придуманы "небеса" - крупные иконные доски с изображением святых, ангелов и библейских сцен, покрывающие потолок церкви. Самые ранние из них относятся к семнадцатому веку, поздние - к концу девятнадцатого. В пору тотального антиклерикализма и атеизма "небеса" были спасены энтузиастами музея и доселе хранились, или, лучше сказать, гнили, в подвалах-запасниках.
Отчего же, спросите вы, памятники древнерусского искусства выставляются в столь чудовищных условиях? Оттого, объясняют музейщики, что и в самом Каргополе им не лучше: у нищего музея нет средств не только на выставочную деятельность, но даже на то, чтобы хранить "небеса" в подобающих условиях. Выставка же в московском Музее архитектуры призвана пусть через скандал, но привлечь внимание общественности к проблеме сохранения наследия Русского Севера, а также собрать некоторую сумму благотворительных пожертвований, которая поможет обустроить дальнейшую жизнь "небес".
Комментарии
comments powered by HyperComments
Возникновение "небес" напрямую связано с типологией северной деревянной церкви, с тамошними суровыми климатическими условиями и вытекающими из них строительными технологиями. Снаружи северная церковь представляет собой высокий шатер. Внутри - это крошечное пространство с невысокими потолками. Уместить в нем традиционную для православия сложную иконографическую программу невозможно. Поэтому-то и были придуманы "небеса" - крупные иконные доски с изображением святых, ангелов и библейских сцен, покрывающие потолок церкви. Самые ранние из них относятся к семнадцатому веку, поздние - к концу девятнадцатого. В пору тотального антиклерикализма и атеизма "небеса" были спасены энтузиастами музея и доселе хранились, или, лучше сказать, гнили, в подвалах-запасниках.
Отчего же, спросите вы, памятники древнерусского искусства выставляются в столь чудовищных условиях? Оттого, объясняют музейщики, что и в самом Каргополе им не лучше: у нищего музея нет средств не только на выставочную деятельность, но даже на то, чтобы хранить "небеса" в подобающих условиях. Выставка же в московском Музее архитектуры призвана пусть через скандал, но привлечь внимание общественности к проблеме сохранения наследия Русского Севера, а также собрать некоторую сумму благотворительных пожертвований, которая поможет обустроить дальнейшую жизнь "небес".