2-5 июня в Перудже прошел архитектурный фестиваль «ФестАрх». На нем семь молодых московских архитекторов представили проект “Moscow: Tales of a Transition”.
В рамках этого исследования семь студентов института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» - Анастасия Альбокринова, Карина Бунятова, Виктория Кудрявцева, Евгения Недосейкина, Янг Ши, Марве Юцел и Наталья Зайченко - рассказали о переменах в архитектурном облике Москвы, произошедших более чем за два десятилетия.
Наш корреспондент Алтынай Раскалиева встретилась с Викторией Кудрявцевой и Анастасией Альбокриновой после их возвращения из Италии.
Как Вам удалось вместить в один час, отведенный на презентацию, архитектурную историю Москвы за 20 лет?
Виктория: Наше выступление было разбито на две части: общую и индивидуальную. Презентация была рассчитана на тех, кто ничего не знает о Москве. Поэтому после раскрытия общей темы каждый из нас рассказал о своем исследовании буквально пару слов.
О каких московских объектах вы рассказывали на фестивале?
Виктория: Я рассказывала о трансформации культовой гостиницы «Россия» в огороженный пустырь. Анастасия рассматривала переход шоколадной фабрики «Красный октябрь» в творческий кластер. Ши Янг исследовала Храм Христа Спасителя и ВДНХ, Евгения – Манежную площадь и Черкизовский рынок, Мерве противопоставляла районы Рублевка и Бибирево, Карина изучала бизнес-центр Москва-Сити, Наталья – жилой комплекс Триумф-палас. И нашим общим кейсом была улица Тверская – мы хотели проследить за изменением облика Москвы на примере этой улицы как центрального городского объекта.
Чем Вам понравился ФестАрх?
Виктория: Во-первых, непосредственно перед началом основной программы фестиваля мы принимали участие в воркшопе "Spontaneous Islands" под руководством швейцарского архитектурного бюро Group 8. Мы строили «острова» и общественные пространства из собранных в Терни ящиков, бутылок, детских велосипедов. Было интересно иначе взгянуть на архитектуру, поэкспериментировать с фрагментацией мусора. В Перудже, на второй части фестиваля мы посещали лекции архитекторов.
Какие архитекторы привлекли Ваше внимание?
Виктория: Чино Дзукки увлекательно рассказывал об изменениях в архитектурном подходе, охватив в своей лекции огромный пласт времени от античности до наших дней. Кроме того, я с интересом послушала известного китайского архитектора Ма Янсонга и колумбийца Джанкарло Мацанти.
Чем отличается ФестАрх от других фестивалей?
Виктория: Прежде всего, своей интенсивной программой лекций Анастасия: Во-первых, на «ФестАрхе» архитекторы общались со своими младшими коллегами исключительно через лекции и открытые дискуссии. Во-вторых, Москва рассредоточивает внимание от события, а в Перудже весь город погружен в фестиваль.
В один день с Вашей презентацией "Moscow: Tales of a Transition" прошла лекция "Beijing: Tales of a Transition". Она как-то связана с Вашим выступлением?
Анастасия: Так как тема «ФестАрха» была "Anti-city", на фестивале рассматривались причины потери городом своих городских функций из-за сегрегации, образования гетто, элиминации общественных пространств. "Tales of a Transition" исследует переходные состояния и деформацию городских пространств. Это особенно актуально и для Пекина и для Москвы. Оба города претерпевают сильные изменения из-за перехода к рыночной экономике. Хотя в отличие от Пекина, Москва уже находится в посткоммунистическом периоде.
В рамках ФестАрх прошел круглый стол «Международные архитектурные школы», в котором принимали участие представители школ разных стран. От «Стрелки» был Юрий Григорян, Школу Дизайна Гарвардского Университета представил Мошен Мостафави, от Политехнического Института Милана присутствовал Сандро Балдуччи, и от Университета Перуджии – Стефания Джаннини. Руководил дискуссией Стефано Боэри.
Какие вопросы обсуждались во время дискуссии?
Анастасия: Было много вопросов о новом тренде мультидисциплинарности и о необходимости создания творческого кластера для образовательного процесса. Сейчас распространена такая практика, когда студенты едут в страны третьего мира и из местных материалов строят дома и школы. После завершения круглого стола я спросила, насколько это актуально. Профессора ответили, что в Милане учащиеся с энтузиазмом строят жилища для беженцев. Но иностранные студенты предпочитают налаживать контакты для своего профессионального будущего.
Стефано Боэри – директор ФестАрх и руководитель вашей группы «Проектирование». Как руководство над Вашей группой вписывается в его деятельность?
Анастасия: У Стефано профессиональное видение архитектуры соединено с его политической и общественной деятельностью. Он видит архитектуру одновременно как средство выражения, и инструмент влияния на социум. Наше исследование целиком укладывается в это видение.
Какие у Вас дальнейшие планы? Какие идеи у Вас появились после поездки?
Анастасия: Идей много. Когда встречаешься с таким количеством людей, которые занимаются чем-то интересным, то тебе тоже сразу хочется активизироваться. Может быть, это был толчок к новому видению своего будущего.
Виктория: Ближайшие планы - завершить исследование и защитить его.
Во время одной из дискуссий во время фестиваля Анастасия Альбокринова задала вопрос Рему Колхасу, директору института «Стрелка», об определении введенного им понятия «нематериальное наследие» ("intangible heritage").
Настя, удовлетворена ли ты ответом Рема?
Анастасия: Я понимаю, что Рем со своей позиции отвечает то, что он видит. Тем не менее, у меня все еще есть вопросы к существу понятия «нематериальное наследие». Я хотела бы четче понять, что это такое.