17.05.2002

Место встречи. На седьмой выставке «Арх Москва» современная архитектура вышла в люди и к людям

  • Репортаж
  • выставка

информация:

  • где:
    Россия. Москва

Выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва» в Центральном доме художника, организуемая компанией «Экспо-Парк. Выставочные проекты», уже седьмой год пытается найти себя.

С одной стороны, это просто познавательная выставка для широкого зрителя с массой самостоятельных проектов. С другой — коммерческая ярмарка: основную часть экспозиции занимают оплаченные стенды компаний, предлагающих свои услуги по дизайну интерьера, торгующих мебелью, лампами, плиткой и даже унитазами. Но есть еще и третья сторона — «Арх Москва» структурирует и упорядочивает наш архитектурный мир, расставляет акценты, выстраивает рейтинги. Уже второй раз экспертный совет выставки отбирает лучших архитекторов для проекта «Арх каталог», устраивая своеобразный «зал славы», как названа эта часть экспозиции во вступительной статье к каталогу «Арх Москвы». Традиционно на выставке проводится конкурс для ее участников — жюри из критиков выбирает победителей по пяти номинациям («Лучшее здание», «Лучшая экспозиция», «Лучший интерьер» и т. д.) и вручает почетные дипломы. И все это не забавы для посвященных, а активизация архитектурной жизни, в которой последняя очень нуждается. В общем, «Арх Москва» — и ликбез, и торжище, и бодрящий стимулятор.

Не случайно ленточку на открытии перерезали под звуки резвого ска в исполнении группы уличных музыкантов «Пакава ить». Отвязная ямайская мелодия как бы задавала ритм всей выставке, окутывая пеструю вернисажную толпу. Которую в самом начале ожидала строгая (цветные графические эскизы на черном фоне) экспозиция не менее отвязного англичанина Питера Кука — главного гостя выставки, основателя легендарной группы «Архиграм». Этот архитектор еще в 60-е годы перевернул теорию и практику градостроительства своими дерзкими идеями. Его здания летали, зарывались в землю, вставали на стальные ноги или ходили на них. Правда, только на бумаге. Получился остров безумств в тихом море коммерческих предложений, плескавшемся в главном зале.

Эта часть «Арх Москвы» — тот финансовый паровоз, который тянет за собой некоммерческие, то есть собственно архитектурные, проекты. Что очень показательно: на выставе отразился общий расклад сил. Задумал, скажем, N сделать перепланировку квартиры — сразу нужны новая мебель, светильники, сантехника. А если строится целый загородный дом или целый поселок? Наиболее предприимчивые архитекторы теперь зарабатывают большую часть денег тем, что сами находят фирмы, начиняющие дом всем необходимым, и получают с этого свой процент. Так что интерьерщик, «сидящий» на процентах, может зарабатывать больше, чем его коллега, задешево строящий огромные здания в городе. Поэтому качество архитектуры — вопрос прежде всего профессиональной чести архитектора или даже его бескорыстного энтузиазма.

Оттого качественная архитектура логично переместилась в некоммерческую часть экспозиции. В ней — около двадцати проектов, самых разных и по стилю, и по теме. В темном зале крутится на экранной простыне виртуальная модель «Института Ленина» работы конструктивиста-утописта Ивана Леонидова, распадающаяся на отдельные элементы и собирающаяся вновь. В соседнем зале — мемориальная выставка к столетию дизайнера Арне Якобсена, приехавшая из Дании. Здесь собрано (правда, в блеклых репродукциях) все, что гений сделал: от кресла-«яйца» до архитектурных проектов.

В этом году участникам упоминавшегося проекта «Арх каталог» — нашим «самым-самым» — дали больше места, и многие действительно постарались. Например, Павел Романов и Левон Арайпетов спрятали макет своего дома в черный ящик, куда можно заглянуть только через дырочку — и увидеть, как он крутится в проблесках мощных ламп. Модель галереи загородного дома-скульптуры от Антона Надточего и Веры Бутко — воплощение современных идей биоморфной (развивающейся, как живой организм) архитектуры. Трехмерные модели разноцветных домов причудливой формы на стенде студии «А-Бля» смотрятся, как великолепная графическая серия новой компьютерной эпохи.

Экспозиция стала художественнее и артистичнее. А значит, интереснее простому зрителю, который не обязан уметь «читать» архитектурные чертежи и получать удовольствие от созерцания скучных макетов. Значит, «Арх Москва» справилась с одной из своих задач.

Хотелось бы, чтобы эта задача стала наконец главной для самих устроителей выставки. Ведь «Арх Москва» — единственное на сегодня место встречи архитектуры и общества.
Комментарии
comments powered by HyperComments