01.02.2001
Ольга Кабанова //
Известия, 01.02.2001
Славное прошлое имперской столицы. Московский дом фотографии открыл свой выставочной зал заезжей экспозицией
- Арт
- Репортаж
- выставка
информация:
-
где:
Россия. Москва
Через четыре с половиной года со дня своего основания МДФ наконец-то обрел жизненно необходимое ему собственное экспозиционное помещение.
В новом выставочном зале все организовано правильно - разумная планировка, профессионально поставленный свет, белые стены. Выставка, отметившая новоселье, тоже очень правильная.
Конечно, Дом фотографии мог справить новоселье какой-нибудь собственной экспозицией. Дефицита идей и недостатка экспонатов здесь никогда не было, и новый зал, в этом ни у кого нет сомнений, будет показывать выставки в режиме нон-стоп. Однако подоспела договоренность с австрийцами - магистрат Вены и Музей города привезли в Москву большую, продуманную и умно организованную выставку "Прогулки по Вене. Фотографии 1860-1910 годов".
Экспозиция составлена как имитация неспешного недельного путешествия по столице Австро-Венгерской империи в славный период ее мирового величия. Экспозиционный маршрут разбит по дням и темам с соответствующими пометками на плане города. Каждый раздел и каждая фотография снабжены подробным пояснительным текстом. Подробностей этих очень много, но это в стиле самого города, который восстает из Леты благодаря многочисленным добротнейшим снимкам. Никакие острые ракурсы, говорящие пустоты и манипуляционные приемы фотографии в то время известны не были. Избыточность царствовала здесь, как и в жизни, - имперская архитектура любила орнаменты и детали, интерьеры были набиты многодельными предметами, кафе - посетителями, музеи - шедеврами, дамы предпочитали пышные наряды, а мужчины носили бороды.
"Если у мужчины нет бороды - значит, он актер. Некоторые аристократы сбрили бороды, но они по крайней мере носят бакенбарды. Когда бритый англичанин приезжает в Вену, венцы говорят: "Как он молодо выглядит, и только потому, что не носит бороду. Но нам это не пристало - в конце концов, он ведь англичанин". Поэтому же, кстати, ему удается оставаться столь стройным. В Вене у каждого мужчины есть брюшко. Тот, у кого его нет, либо молод, либо беден, либо даже тяжело болен". Подобными цитатами из книги Отто Фридлендера "Былой блеск сказочного города" щедро разбавлена экспозиция из трехсот снимков, в число которых входят дагерротипы, стереоскопии и стеклянные фотографии.
Вернисажная публика - а на открытии выставок в Доме фотографии не свободнее, чем в метро в час пик, - всматриваясь в экспозицию, как будто вспоминала город, в котором быть не могла, только, может быть, прочла о нем в романе Музиля. Но глубоко сытая, застойная и добродетельная Вена, оставшаяся на снимках, не ведала, что скоро империя рухнет, и не знала, что станет родиной многих дерзких культурных новаций. Здесь зарождался новый стиль века - сецессион, новый театр, новая архитектура, литература, балет и музыка. Вена своего заката засела в памяти культурной легендой.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Конечно, Дом фотографии мог справить новоселье какой-нибудь собственной экспозицией. Дефицита идей и недостатка экспонатов здесь никогда не было, и новый зал, в этом ни у кого нет сомнений, будет показывать выставки в режиме нон-стоп. Однако подоспела договоренность с австрийцами - магистрат Вены и Музей города привезли в Москву большую, продуманную и умно организованную выставку "Прогулки по Вене. Фотографии 1860-1910 годов".
Экспозиция составлена как имитация неспешного недельного путешествия по столице Австро-Венгерской империи в славный период ее мирового величия. Экспозиционный маршрут разбит по дням и темам с соответствующими пометками на плане города. Каждый раздел и каждая фотография снабжены подробным пояснительным текстом. Подробностей этих очень много, но это в стиле самого города, который восстает из Леты благодаря многочисленным добротнейшим снимкам. Никакие острые ракурсы, говорящие пустоты и манипуляционные приемы фотографии в то время известны не были. Избыточность царствовала здесь, как и в жизни, - имперская архитектура любила орнаменты и детали, интерьеры были набиты многодельными предметами, кафе - посетителями, музеи - шедеврами, дамы предпочитали пышные наряды, а мужчины носили бороды.
"Если у мужчины нет бороды - значит, он актер. Некоторые аристократы сбрили бороды, но они по крайней мере носят бакенбарды. Когда бритый англичанин приезжает в Вену, венцы говорят: "Как он молодо выглядит, и только потому, что не носит бороду. Но нам это не пристало - в конце концов, он ведь англичанин". Поэтому же, кстати, ему удается оставаться столь стройным. В Вене у каждого мужчины есть брюшко. Тот, у кого его нет, либо молод, либо беден, либо даже тяжело болен". Подобными цитатами из книги Отто Фридлендера "Былой блеск сказочного города" щедро разбавлена экспозиция из трехсот снимков, в число которых входят дагерротипы, стереоскопии и стеклянные фотографии.
Вернисажная публика - а на открытии выставок в Доме фотографии не свободнее, чем в метро в час пик, - всматриваясь в экспозицию, как будто вспоминала город, в котором быть не могла, только, может быть, прочла о нем в романе Музиля. Но глубоко сытая, застойная и добродетельная Вена, оставшаяся на снимках, не ведала, что скоро империя рухнет, и не знала, что станет родиной многих дерзких культурных новаций. Здесь зарождался новый стиль века - сецессион, новый театр, новая архитектура, литература, балет и музыка. Вена своего заката засела в памяти культурной легендой.