RSS
18.08.2001

Особенности фотоноводела. Выставка неразгаданных снимков

  • Арт
  • Репортаж
  • выставка

информация:

Государственный музей архитектуры открыл выставку фотографий, сделанных неизвестной русской семьей во время заграничного отдыха почти девяносто лет назад. Это первая выставка программы "Год с Марией Рогозиной".

"Летняя прогулка русской семьи по Европе до Первой мировой войны" - название выставки напоминает о смешной поэме Ивана Мятлева "Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л'этранже", которая и через полтора века после рождения с интересом читается. Комический эффект сей рифмованной шутки держится на речи мадам Курдюковой, смело смешивающей свой нижегородский с французским и другими европейскими языками. Без подобных хитростей путевые заметки - скука.

Занимательность выставки должна была быть обеспечена временным смещением - ведь заснятой тогда Европы уже не существует. Но выбран был другой прием - смотрите, они путешествовали, как мы, снимали с таким же энтузиазмом и думали о том же. Но о чем думали члены добропорядочного русского семейства, отправившегося в европейский тур еще мирным летом 1914 года, никто не знает. Стекла с негативами попали в музей случайно, авторы их неизвестны. А подписи под фотографиями: "Мы купили модные лонгшезы... папа сказал тете... здесь много русских..." - фикция, сочиненная в музее.

Снимки на выставке выглядят так же утомительно-безыскусно, как и содержимое толстеньких кодаковских пачек счастливого отпускника начала ХХI века: дали на них плоски, море бледно, как и небо, горы кажутся нарисованными, а люди - манекенами. Хороши, правда, пальмы, даже в кадках они во все времена волшебно фотогеничны. Фотографии пересняты с оригинальных негативов с "использованием технологии цифровой оптической фотопечати".

Современная технология и погубила старое качество. Семейство снимало стереоаппаратом, и, глядя на оставленные им снимки в старые стереоскопы, получаешь совсем другой эффект - все видится объемным, дали становятся далями, горизонт перестает висеть над землей туго натянутой бельевой веревкой, первый, второй и дальний планы чинно шествуют друг за другом, избыточно прилежно имитируя реальность. Фотоиллюзии столетней давности другого свойства, чем нынешние. Чтобы оживить давно прошедшее время, надо всматриваться в него через нужную оптику, помня, что люди сто лет назад - это не мы.

Выставка - начало хорошо задуманного проекта. Мария Рогозина - старейший сотрудник музея, заведующая его богатейшим фотофондом, который она досконально изучила. Такие знатоки есть во многих музейных коллективах, но им до сих пор не предоставляли возможности делать серии авторских экспозиций. Рогозина восстановила маршрут, проделанный неизвестными героями старых снимков, и попыталась хотя бы отчасти реконструировать сознание путешественников. Она объясняет, что, например, фонарный столб заснят не случайно, по тем временам электрическое освещение в горах - наглядное свидетельство прогресса. И ее рассказы о частностях куда занимательнее обобщенных ироничных стилизаций.
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: