RSS
26.09.2001

Цитадель арт-глобалистов. Фашистский бункер как центр современного искусства

  • Репортаж
  • выставка

информация:

В Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка "Дар небес". Это презентация проекта CAT (Contemporary Art Tower - Башня современного искусства), который возит по миру директор венского Музея декоративного искусства (MAK) Петер Ноевер, уверенный, что он "развивает радикально новую стратегию, отвечающую сложным требованиям современного художественного творчества".

Петер Ноевер (или Нойвер - так вслед за Музеем архитектуры представляли его "Известия") - один из самых страстных и деятельных адептов современного искусства, уверенный, что только оно может дать верную оценку процессов, происходящих в сегодняшнем мире. Речь его на пресс-конференции, предшествующей открытию выставки, была не только вдохновенной, но и страстной до крика, на который срывался один из самых элегантных представителей мирового музейного истеблишмента, рассказывая, как деятельно и творчески, "в другом измерении" заживет зловеще мертвое пространство старого военного бункера после реализации проекта CAT. Как откроется бесполезное оборонительное здание миру, как интегрируется оно в городскую и социальную жизнь Вены, как состоится здесь живой диалог публики с художником.

Суть проекта - устройство международного центра современного искусства в одной из шести башен противовоздушной обороны, которые построили в Вене нацисты во время войны, - не кажется новаторской. Тезис, что произведениям актуального искусства, часто принципиально уродливым, собранным из ржавого металла и мусора, не подходит "офисная чистота" белых стен, давно воспринимается с пониманием. И железобетонная башня в Аренбергпарке - нерушимый (ее нельзя взорвать без ущерба окружающим зданиям) памятник великой войны - отлично подходит для новой функции и по смыслу, и по архитектурной "эксклюзивности". Тем более что в башне-бункере уже находится хранилище MAKа.

На все вопросы, которые можно было бы задать Ноеверу по поводу его нового детища, есть ответы на выставке и в буклете к ней. "Никаких метафор, только реальное присутствие - настоящее, пронизанное воспоминаниями. То, что здесь будет происходить, не будет пытаться затмить прошлое", - заявляют авторы проекта (Петер Ноевер, архитектор Сепп Мюллер и дизайнер Михаель Эмбахер) в ответ на возможный упрек в превращении памятника истории в аттракцион.

Ноевер - мастер сплачивать вокруг себя интеллектуалов и художников, он их любит с полной взаимностью и может привлекать к работе лучших. К слову, на вернисаж в Музее архитектуры прибыли все известные московские мастера современного искусства - засвидетельствовать почтение директору крупнейшего европейского музея, который собирается организовать в преображенном бункере место для постоянной работы на виду у всего мира (трансляция процесса созидания будет проходить через Интернет) избранных (!) художников. Званные на вернисаж в число избранных попасть очень надеются.

Выставка "Дар небес" - не только представление идеи, но и вполне зрелищная экспозиция, отлично смотрящаяся в развалинах одного из корпусов Музея архитектуры. Вокруг аккуратного макета башни CAT расположены планшеты с подробными пояснениями к проекту, поэтажные планы (10-й этаж - рестораны и кафе, 9-й этаж - бар "Небесный обзор", несколько этажей, собственно посвященных программе, - места, где художники будут создавать экспонаты музея, лекционные аудитории, места для проведения перформансов и выставок) и эскизы оформления внутреннего пространства центра.

Как бы ни была всесторонне продумана и убедительно истолкована идеология нового проекта, его возможный успех - в воплощении. К исторической башне (как ни странно это определение для уродливого фашистского бункера), обремененной мрачными ассоциациями, по проекту пристраивается новая легкая ажурная конструкция - "вышка для инженерных и информационных коммуникаций". У нее много функций, но одна из них - трансляция на стены бункера различной информации и афоризмов про искусство. Со световыми надписями на стенах и изысканной подсветкой из окон-бойниц башня ночью должна быть очень красива.

Но есть, мне кажется, в проекте CAT еще одна, не названная его создателями функция. Бывший бункер обладает системой автономного жизнеобеспечения - здесь можно при некоторых предварительных приготовлениях выдержать долгую осаду воинствующих антиглобалистов. Ведь, по наблюдению философа Бориса Гройса, художники современного искусства, так же как, например, и программисты, не имеют национальности и страшно далеки от своего народа, а глобализм проявляется именно в существовании подобных замкнутых интернациональных сообществ. Так что "Дар небес" так или иначе, но возьмет под защиту лучших в современном искусстве.
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: