RSS
26.10.2001

24 комплимента русскому конструктивизму. И столько же упреков его наследникам

  • Наследие
  • Репортаж
  • выставка

информация:

  • где:
    Россия. Москва

В Московском доме фотографии в рамках проекта Юрия Аввакумова "24" открылась выставка канадского фотографа Ричарда Пэйра, снимавшего на бывшей советской территории архитектурные памятники 20-30-х годов.

Выставка Ричарда Пэйра могла бы быть лучшей в долгой аввакумовской выставочной серии - просто потому, что представлены на ней не одноформатные, часто наскоро сделанные 24 отпечатка, а добротные и качественные снимки разного размера, выполненные высокопрофессиональным фотографом и развешенные со смыслом и ритмом. Сослагательное наклонение предыдущему предложению обеспечила досадная спешка, с которой выставка монтировалась. Куратор только что вернулся откуда-то, этикетки куда-то растерялись, фотограф подписал снимки по-рабочему - Баку, Сочи, Гинзбург, "Ударник", смешав имена архитекторов, городов и объектов.

Отчего вернисажная публика - фотографы, архитекторы и журналисты, - профессионально обязанная быть осведомленной в классике отечественной архитектуры, спрашивала друг у друга, что же изображено и где это находится. Хотя автор снимал без формалистических ухищрений - ему надо было показать не себя, а объекты. Однозначно узнаваема была только роскошная и сложная характерная крыша "Ударника". Один из главных шедевров советской архитектуры Дом Наркомфина Моисея Гинзбурга на снимке можно было узнать только по видневшейся на заднем плане высотке, сам шедевр был представлен ржавым остовом. В реальности дом, вписанный в анналы мировой архитектуры XX века, развалился пока не совсем, но скоро, по-видимому, сравняется с землей. Городские власти к наследию русского конструктивизма традиционно равнодушны, коммерчески дом-коммуну с уникальным фасадом и планировкой использовать невозможно, а у архитектурной общественности, понимающей его истинную культурно-историческую ценность, средств на реставрацию дома-корабля нет.

Канадский фотограф Ричард Пэйр посвятил себя архитектурной фотографии, поэтому книга о русском конструктивизме (которую он сейчас готовит) для него естественный рабочий этап. Он честно отснял все, что нашел, не поленившись съездить не только в Москву и Питер, но и на окраины бывшей империи - в Харьков, Баку, Сочи, чтобы заснять здания, в архитектуре которых впервые появились и были сконцентрированы те конструктивные и пластические идеи, что мировой модернизм развивал все прошлое столетие.

И надо сказать, глядя на пандусы, круглые башни, выдающиеся вперед овальные балконы, глухие или, наоборот, полностью застекленные стены и мысленно приводя их в порядок, можно только - в который раз - удивиться, до чего же современно выглядят здания, построенные много десятилетий назад. Очень не хочется, чтобы книга Ричарда Пэйра "Русский конструктивизм" стала эпитафией гениальной русской архитектуре.
Комментарии
comments powered by HyperComments