01.11.2001
Ольга Кабанова //
Известия, 01.11.2001
А за надежду - спасибо. Фестиваль "Зодчество-2001" стартовал в Манеже
- Репортаж
- фестиваль
информация:
-
где:
Россия. Москва
В Центральном выставочном зале "Манеж" открылись большая архитектурная выставка и международный фестиваль "Зодчество-2001".
Программа недельного праздника весьма обширна - семинары, выставки, конференции, прием "ведущих архитекторов мира" мэром Москвы Юрием Лужковым и вручение "Хрустального Дедала" - национальной профессиональной премии в области архитектуры. Выставка масштабна - большой "Манеж" набит сотнями планшетов, на которых отображены архитектурные достижения России, ее ближайших соседей и звезд мировой архитектуры. Когда всего так много, нельзя не найти повода для позитивных впечатлений и размышлений.
Фестиваль "Зодчество" проходит не впервые, но только в этом году подготовленная к нему выставка вышла к людям - из Дома архитектора переместилась в Манеж. Это для ее организаторов принципиальное решение. Для людей она и декорирована разными растениями и цветами - живыми вперемежку с искусственными. Вместе с лавочками, колоннами и фонтаном зеленые насаждения имитируют ландшафтный парк и призывают архитекторов помнить о природе, красоте земли и экологии. Парк густо заставлен боксами, в каждом из которых демонстрируются новопостроенные и свежеспроектированные здания.
На выставке живая архитектура перемешана с мертвой, как в экспопарке натуральные растения с искусственными. В прямом сопоставлении отличить одну от другой легко. Ясность замысла, понятный силуэт, разумное устройство, простота - так выглядит на фотографии хорошая современная архитектура, она понятна. Пышность и нелепость форм, выраженная гигантомания, хаотичное обилие элементов, претенциозность - этим характеризуется архитектура плохая, она вызывает недоумение. А стиль сам по себе, форма абсолютно не важны. И когда секретарь Союза архитекторов РФ Юрий Гнедовский обвиняет журналистов, что для них только прозападная архитектура хороша, а верная национальным традициям - нет, то тут явно какое-то недоразумение. Или Гнедовский не понял критиков, или они описались.
Простой пример. Украинское барокко, расцветшее в Киеве не без посредничества императрицы Елизаветы, дивно красиво. Оно сочнее классического европейского, праздничнее и легче петербургского, оно не лучше и не хуже, а особенное - удачная смесь международного стиля начала XVIII века и национальной традиции. А вот отсылающее к украинскому барокко сооружение (стилизация на тему колокольни Киево-Печерской лавры), на котором стоит колонна, увенчанная золотой женской фигурой (помесь ангела и матери-родины), - свежий памятник десятилетию украинской независимости - является произведением сугубо постсоветским. Судя по выставке, комплекс Майдана Незалежности с памятником, фонтанами и конной скульптурой легендарного запорожского казака будет очень похож на Манежную площадь в Москве. Так же много не связанных в единое целое элементов, та же претензия на возрождение национальных традиций и полное отсутствие изящества и гармонии.
По-постсоветски возводится и новая столица Казахстана Астана - монументальные помпезные здания, большие застекленные поверхности, знакомые по лужковской Москве формы, претенциозные прозападнические проекты вроде круглого сверкающего 27-этажного "супержилого дома".
Зарубежные разделы выставки не так велики в сравнении с российскими, но в сопоставлении легче понять, что проблемы современной отечественной архитектуры общие для большинства государств, вышедших из СССР. Тот же заказ властей на национальную самобытность, та же робкая оглядка на Запад, то же стремление к монументальности даже небольших зданий. И так же, как в России, эти проблемы постепенно разрешаются.
Все больше появляется архитектурных произведений, где видно личное мастерство авторов, их стремление делать простые, элегантные и комфортные дома для людей. Если на выставках "Зодчества" прошлых лет показывали в основном банки и храмы, потом их потеснили элитные дома, то на этот раз возник большой раздел "Социальная миссия архитектуры", где представлены больницы, стадионы, оздоровительные комплексы, гимназии, библиотеки, магазины и жилье для людей.
Профессия востребована - значит, она развивается, с опытом приходят новые интересные и разумные решения. Их от выставки к выставке становится все больше, общий уровень работ заметно растет, как и общая профессиональная культура. Причем не только в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и больших городах Сибири, но и в маленьких провинциальных городах появляются хорошие, нормальные дома новых, но не нарочитых форм.
Конечно, выставка - не страна, но несколько лет назад и на выставках бывало жутко от помпезных офисов, крутых коттеджей и новых храмов, построенных по старым типовым проектам Синода. Положительной тенденции в развитии отечественной архитектуры сегодня нельзя не заметить, особенно в тех областях, где архитекторы действуют самостоятельно, а не по заказу местных властей. И несмотря на многие недостатки экспозиции (и прежде всего на неумение показывать архитектуру так, чтобы было понятно и интересно непрофессиональному зрителю), организаторов выставки можно поблагодарить за возможность увидеть, куда же идет российская архитектура, и не то чтобы совсем успокоиться, но перестать паниковать.
О лучших архитектурных работах я обязуюсь подробно рассказать после вручения премии "Хрустальный Дедал" (церемония состоится 5 ноября). "Дедал" вручается впервые, и к чести Союза архитекторов РФ представляет собой не крылатую фигуру и не в муках скрюченного творца. Это гладкого хрусталя параллелепипед, внутри которого серебряная медаль с изображением головы мифического изобретателя и архитектора. Правда, Дедал не только построил лабиринт для Минотавра и вместе с сыном летал на крыльях, но и в порыве профессиональной зависти сбросил с акрополя своего ученика.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Фестиваль "Зодчество" проходит не впервые, но только в этом году подготовленная к нему выставка вышла к людям - из Дома архитектора переместилась в Манеж. Это для ее организаторов принципиальное решение. Для людей она и декорирована разными растениями и цветами - живыми вперемежку с искусственными. Вместе с лавочками, колоннами и фонтаном зеленые насаждения имитируют ландшафтный парк и призывают архитекторов помнить о природе, красоте земли и экологии. Парк густо заставлен боксами, в каждом из которых демонстрируются новопостроенные и свежеспроектированные здания.
На выставке живая архитектура перемешана с мертвой, как в экспопарке натуральные растения с искусственными. В прямом сопоставлении отличить одну от другой легко. Ясность замысла, понятный силуэт, разумное устройство, простота - так выглядит на фотографии хорошая современная архитектура, она понятна. Пышность и нелепость форм, выраженная гигантомания, хаотичное обилие элементов, претенциозность - этим характеризуется архитектура плохая, она вызывает недоумение. А стиль сам по себе, форма абсолютно не важны. И когда секретарь Союза архитекторов РФ Юрий Гнедовский обвиняет журналистов, что для них только прозападная архитектура хороша, а верная национальным традициям - нет, то тут явно какое-то недоразумение. Или Гнедовский не понял критиков, или они описались.
Простой пример. Украинское барокко, расцветшее в Киеве не без посредничества императрицы Елизаветы, дивно красиво. Оно сочнее классического европейского, праздничнее и легче петербургского, оно не лучше и не хуже, а особенное - удачная смесь международного стиля начала XVIII века и национальной традиции. А вот отсылающее к украинскому барокко сооружение (стилизация на тему колокольни Киево-Печерской лавры), на котором стоит колонна, увенчанная золотой женской фигурой (помесь ангела и матери-родины), - свежий памятник десятилетию украинской независимости - является произведением сугубо постсоветским. Судя по выставке, комплекс Майдана Незалежности с памятником, фонтанами и конной скульптурой легендарного запорожского казака будет очень похож на Манежную площадь в Москве. Так же много не связанных в единое целое элементов, та же претензия на возрождение национальных традиций и полное отсутствие изящества и гармонии.
По-постсоветски возводится и новая столица Казахстана Астана - монументальные помпезные здания, большие застекленные поверхности, знакомые по лужковской Москве формы, претенциозные прозападнические проекты вроде круглого сверкающего 27-этажного "супержилого дома".
Зарубежные разделы выставки не так велики в сравнении с российскими, но в сопоставлении легче понять, что проблемы современной отечественной архитектуры общие для большинства государств, вышедших из СССР. Тот же заказ властей на национальную самобытность, та же робкая оглядка на Запад, то же стремление к монументальности даже небольших зданий. И так же, как в России, эти проблемы постепенно разрешаются.
Все больше появляется архитектурных произведений, где видно личное мастерство авторов, их стремление делать простые, элегантные и комфортные дома для людей. Если на выставках "Зодчества" прошлых лет показывали в основном банки и храмы, потом их потеснили элитные дома, то на этот раз возник большой раздел "Социальная миссия архитектуры", где представлены больницы, стадионы, оздоровительные комплексы, гимназии, библиотеки, магазины и жилье для людей.
Профессия востребована - значит, она развивается, с опытом приходят новые интересные и разумные решения. Их от выставки к выставке становится все больше, общий уровень работ заметно растет, как и общая профессиональная культура. Причем не только в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и больших городах Сибири, но и в маленьких провинциальных городах появляются хорошие, нормальные дома новых, но не нарочитых форм.
Конечно, выставка - не страна, но несколько лет назад и на выставках бывало жутко от помпезных офисов, крутых коттеджей и новых храмов, построенных по старым типовым проектам Синода. Положительной тенденции в развитии отечественной архитектуры сегодня нельзя не заметить, особенно в тех областях, где архитекторы действуют самостоятельно, а не по заказу местных властей. И несмотря на многие недостатки экспозиции (и прежде всего на неумение показывать архитектуру так, чтобы было понятно и интересно непрофессиональному зрителю), организаторов выставки можно поблагодарить за возможность увидеть, куда же идет российская архитектура, и не то чтобы совсем успокоиться, но перестать паниковать.
О лучших архитектурных работах я обязуюсь подробно рассказать после вручения премии "Хрустальный Дедал" (церемония состоится 5 ноября). "Дедал" вручается впервые, и к чести Союза архитекторов РФ представляет собой не крылатую фигуру и не в муках скрюченного творца. Это гладкого хрусталя параллелепипед, внутри которого серебряная медаль с изображением головы мифического изобретателя и архитектора. Правда, Дедал не только построил лабиринт для Минотавра и вместе с сыном летал на крыльях, но и в порыве профессиональной зависти сбросил с акрополя своего ученика.