RSS
06.12.2001

В своих дерзаниях всегда мы правы. Выставка мастера архитектурных фантазий

  • Наследие
  • Репортаж
  • выставка

информация:

  • где:
    Россия. Москва

В Третьяковской галерее на Крымском валу сегодня начинает работу выставка "Архитектурные фантазии Якова Чернихова. 101 композиция". Кроме графики, на ней можно увидеть современные макеты и модели, выполненные по композициям Чернихова учениками экспериментальной архитектурной студии, и видеошоу, воссоздающее в трехмерном компьютерном изображении его архитектурные фантазии.

Выставки графики Якова Чернихова вот уже почти тридцать лет регулярно происходят в разных странах мира. Имя советского архитектора (теоретика и практика) давно причислено к лику святых мечтателей русского авангарда. На эпохальной выставке "Великая утопия" необычайно красивые по изображению и цвету листы фантазийных архитектурных композиций Чернихова занимали почетное место. Повезло ему и с наследником: внук архитектора и сам архитектор, Андрей Чернихов более чем успешно пропагандирует огромное (50 теоретических трудов, 18 тысяч графических и проектных композиций) наследие деда. Ему же принадлежит идея перевода виртуозной рукодельной графики в компьютерную трехмерную версию, отчего созданные семь десятилетий назад вымышленные формы кажутся свежайшей виртуальной архитектурой.

"Построенные здания жилого типа ничем не отличаются от текстильных фабрик, фабрики-кухни с успехом могут быть названы и цирком, и домом умалишенных, и химическим заводом. Голые, безжизненные коробки, выросшие как грибы после дождя, мрачно действуют на психику человека. Хочется чего-то радостного, парадного, декоративного, светлого и бодрящего, ласкающего глаз". Эти слова написаны Черниховым в начале 30-х годов. Их пафос вскоре надолго устареет - в СССР на три десятилетия перестанут строить коробки и начнут возводить только дворцы - и для домов умалишенных, и для домов культуры. В это время Чернихов начнет преподавать, заниматься промышленным строительством (фабрики могут быть только функциональны), писать теоретические труды и взапой рисовать свои архитектурные фантазии - отменно декоративные, светлые и бодрящие, ласкающие глаз.

В них современная архитектура - то есть вся архитектура цивилизованного мира ХХ века, устремленная в будущее, - предстает узнаваемой, но совершенной. На бумаге выразительной гармонии форм и тонкости цветового решения достичь легче, чем в реальном пространстве и земном материале. Архитектурные композиции Чернихова - прекрасные буквы универсального пространственного алфавита (последняя книга архитектора - "Построение классического шрифта"), из которого должен быть сложен совершенный архитектурный текст, построен идеальный не город - мечта утопистов всех времен, но мир.

Яков Чернихов относится к тому счастливому поколению архитекторов, которых время технического прогресса и новые социальные задачи заставили работать осмысленно, искать новые формы, сочетать рациональность с красотой, причем в совершенно новаторском понимании этой красоты как гармонии простых геометрических форм.

У нынешнего поколения все наоборот - архитекторы много проектируют, мало думают, и мечты их вряд ли можно демонстрировать на музейной выставке. Оттого сегодняшняя архитектура (не только отечественная) лишается своего профессионального идеала. Его заменяют экономические и социальные требования и прихоть государственного, корпоративного и частного заказчика со слабо развитой архитектурной фантазией. Но положение меняется - возможности компьютерной графики вводят в мир новых архитектурных мечтателей.
Комментарии
comments powered by HyperComments