08.06.2011
Евгения Гершкович // Мезонин, июль-август 2011

Больше чем тандем

  • Архитектура
  • Объект

информация:

«Нет декору!» не слоган, это кредо бюро «Атриум». Архитектуру, очищенную от смыслов, исторических и вкусовых наслоений, максимально артикулирующую внутреннюю сущность, и без всякого украшательства вот уже скоро двадцать лет пропагандируют Вера Бутко и Антон Надточий.

Судьба свела их в бюро АBD, где Вера уже несколько лет работала, а Антон только пришел  молодым специалистом,  защитив в  МАрхИ диплом на тему «Трансформативная грамматика архитектуры на примере Питера Эйзенмана». Полгода не прошло, а  ребята уже задумали собственное дело, начав с проектирования витрин, наружной рекламы и козырьков.  Макеты клеили по ночам, а днем клевали носом на работе. Пришлось покинуть гостеприимную мастерскую Борис Левянта и пуститься в самостоятельное плавание. Так образовался «Атриум», а под  его  сводами  молодая  семья.

Первое время занимались по преимуществу частным интерьером, как впрочем, многие архитекторы, их сверстники в  1990 - е годы. По даже в тех ранних опытах Надточий и Бутко  в отличии  от большинства коллег  не  экспериментировали в желто-синей гамме, предпочитаемой людьми в малиновых пиджаках. Архитекторов «Атриума» скорее волновало перетекание  объемов и линий  из помещения  в помещение, отверстия в перекрытиях, сочетание разнородных материалов и многосветные  пространства.  Их  уход от стереотипов быстро  распознали  заказчики – раскованные и продвинутые интеллектуалы.  Бутко и Надточий, предлагали архитектуру, как им казалось,  адекватную современному миропониманию, и все же двигались на полшага вперед.

Помимо авангардных квартир, определенным прорывом стали  спроектированные  ими  офисы в бетоне. В 1998 году  образовалось МАО, поставив под свои знамена зодчих, занявших передовые позиции в сфере интерьерного дизайна. Тандем «Надточий-Бутко» один из первых выступил с персональной выставкой,  устроенной в индустриальных пространствах бывшего троллейбусного завода на Долгоруковской улице. Фотографии объектов бюро как нельзя  лучше шли кирпичным стенам зала.  В начале 2000-х «Атриум» проектирует арт-галерею, каких доселе Москва не знала. Пространство «RuArts»  буквально пробивалось насквозь бетонной лестницей на металлическом каркасе, в окно превращалась стена, а пол в прозрачное стекло. Несущая стена была заменена системой балок и колонн.

Постепенно тема частных интерьеров стала отходить в творчестве «Атриума»  на второй план, а на первый выходить большая архитектура, общественные здания и комплексы. Нормальный ход их  профессиональному развитии  задала  компания «Дон-Строй», заказав архитекторам проекты нескольких крупных объектов для города,  и в том числе школы-интерната  в  Кожухово. Решение было найдено самое нетривиальное, причем не только планировочное, формальное, но и колористическое. Здание интерната  яркой расцветки, с ножками-циркулями и скругленными кровлями получило в 2007 году премию ARX Awards и вошло в шорт-лист «Золотого-сечения».

После этого  «Атриум» продолжил свою  деятельность в сфере «образования», в том же году начав проектировать  Химико-биологическая школу в  микрорайоне Щукино. Участок достался сложный, с перепадом рельефа почти в 20 метров, акцент был сделан не на фасаде, а на объемно- пространственном решении. Образ здания, подчеркивая его назначение,  вызывает явные ассоциации с лентой Мебиуса или молекулой ДНК. В школе предусмотрены три бассейна, естественнонаучный музей и планетарий.

И, наконец, один из последних проектов «Атриум» это Баркли Парк,  спортивно-учебный комплекс и жилой дом на  улице Советской Армии, над которым бюро работает уже пять лет.  Здание обещает стать первым крупным объектом Веры Будко и Антона Надточия в Москве, притом с зеленой крышей и зимними садами на каждом этаже.   Однако недавно архитекторы  из текста на  рекламных растяжках узнали,  что Баркли Парк,  оказывается,  спроектирован Филиппом Старком.  Когда же страна, наконец, будет гордиться своими талантами?
Комментарии
comments powered by HyperComments