RSS
06.09.2003

Без "Москвы"

  • Реставрация

информация:

Судьба "Москвы" решена: 30 июля 2003 года гостиницу покинет последний посетитель, а 15 сентября, сразу после шумного празднования Дня города, начнется ее разборка. Так закончится история одного из главных символов сталинской Москвы.

Здание действительно нуждалось в капитальном ремонте. Фундамент и стены основного корпуса изношены на 50%, из цемента, скрепляющего шлакоблоки, выветрилась соль (ее добавляли, чтобы ускорить застывание состава), и материал стал пористым и хрупким. В подвалах рабочие находили выпавшие из стен блоки, а по периметру здания каждое утро подбирали осколки лепнины. Жить в номерах трехзвездной "Москвы" стало опасно. В последние годы функционировал только один корпус гостиницы, а прочие были закрыты даже для персонала.

Сначала "Москву" сносить не собирались. Готовилась лишь ее реконструкция, проводились инвестиционные конкурсы, разрабатывались проекты. Но в прошлом году планы столичных властей, которым принадлежит гостиница, неожиданно изменились: было объявлено о том, что гостиницу разберут, а на ее месте построят "точную копию". Правда, одновременно говорили о том, что гостиница будет восстановлена по некоему "первоначальному проекту Щусева", но что это такое - никто объяснить не мог. Снос и новое строительство по московской традиции были названы "воссозданием".

Битва за "Москву". Сначала Министерство культуры решило отстоять "Москву", объявив ее памятником архитектуры. 23 июля прошлого года секция Государственного учета памятников Федерального научно-методического совета по сохранению культурного наследия при Минкульте РФ высказалась за то, чтобы придать зданию статус федерального памятника - это автоматически запрещало бы ее снос. Гостиница "Москва" действительно уникальный памятник своей эпохи. Она была построена на месте снесенного купеческого Охотного ряда и вместе с гигантской Манежной площадью должна была служить символом новой социалистической столицы. Так в будущем должен был выглядеть весь город: монументальные здания на широких проспектах, по которым маршируют трудящиеся.

Но ценность "Москвы" не только в историческом здании -уникальны ее интерьеры, которые действительно полностью разрабатывались под руководством Алексея Щусева. На старых фотографиях их можно увидеть во всем имперском великолепии: холл первого этажа и зал ресторана отделаны ценными породами дерева, мрамором, бронзой, плафон ресторана расписан мирискусником Евгением Лансере. Даже дверные ручки и выключатели изготовлялись по спецпроектам. Сегодня эти интерьеры находятся в удручающем состоянии и требуют дорогой реставрации. И хотя согласно проекту "воссоздания" особо ценные элементы декора (мозаики, настенные панно и часть парадной лестницы) перенесут в новую "Москву", цельность образцового интерьера сталинского классицизма будет безвозвратно утрачена.

Рядом с гостиницей находятся еще два монументальных здания - Совет Труда и Обороны (ныне Госдума) и жилой дом Жолтовского возле "Националя". То есть та самая образцовая столица, сошедшая с чертежей Генплана 1935 года, а теперь ставшая нашим культурным прошлым, как и здания московского модерна или барокко. "Воссоздание" "Москвы" грозит превратить этот исторический район в муляж.

В защиту "Москвы" высказывались многие - и историки, и архитекторы, и ученые. Но в середине мая Михаил Швыдкой заявил, что столичными властями и Минкультом найден "компромиссный вариант": новая гостиница должна сохранить прежние очертания и название. Идея замены исторической постройки новоделом победила.

Что построят в итоге. Московские власти считают, что в нынешнем состоянии гостиница "не отвечает духу времени" - существующее здание невозможно реконструировать таким образом, чтобы оно превратилось в пятизвездный отель, а именно такой должна быть гостиница у стен Кремля. В нынешней "Москве" нельзя построить обязательную подземную автостоянку и перепрофилировать часть здания под офисы и магазины. "Воссоздание" гостиницы подразумевает, что при сохранении внешнего вида ее начинка полностью изменится. Кроме того, ясно, что фасад, выходящий на Театральную площадь, настолько безлик, что не устраивает московскую власть. Именно он и должен принципиально измениться. Летом прошлого года говорили, что построят "первоначальный вариант" Щусева, то есть именно его проект второй очереди гостиницы на Театральной площади. Потом стало очевидно, что три гигантских, высотой в пять этажей арки полностью бы разрушили ансамбль Театральной площади, подавив здания "Метрополя", Большого и Малого театров. Теперь решено построить десятиэтажный фасад, но уже без арок.

Концепция нового проекта подготовлена в мастерской №7 Моспроекта-2. На демонтаж здания потребуется примерно год. К 2006 году на месте снесенной "Москвы" будет построен многофункциональный гостинично-деловой комплекс. Количество номеров сократится с 1033 до 350, но их площадь будет увеличена. Собственно гостиницей будет только треть здания - часть, выходящая главным фасадом на Манежную площадь. Это объясняется требованием инвесторов: офисы и магазины окупаются гораздо быстрее, чем гостиница.

Внутренний двор разделят на три части. В двух зданиях-перегородках разместятся офисы, а получившиеся три двора превратят в атриумы, накрыв каждый из них стеклянным куполом по примеру Гостиного двора. Первый из трех атриумов будет использоваться как внутренний двор гостиницы, два других - для конгресс-холлов. На четырех из пяти подземных этажах разместится автостоянка на 1000-1200 машин. Первый и второй надземные и "минус первый" этажи займут торговые ряды, которые соединят эскалаторами и переходами с торговым центром "Охотный ряд" и Театральной площадью.

Площадь гостиницы увеличится - С 97 тысяч квадратных метров до 217 тысяч, из которых только 147 придется на надземную часть. Новая "Москва" обойдется в 300-400 млн долл. Уже известно, что финансировать снос и строительство будет американская компания Decorum Corp., точнее, ее российское отделение - ООО "Декорум".

В этой ситуации Лужков действует так же решительно, как и в свое время коммунисты: те сравняли с землей Охотный ряд, чтобы построить "Москву" и расчистить Манежную площадь, он же ради подземных гаражей и магазинов сносит "Москву" и Манежную площадь застраивает. Впрочем, истории, подобные этой, случались и раньше, просто они не были столь масштабными. Сейчас улицы и переулки Москвы сплошь и рядом застроены муляжами исторических зданий, от настоящего города осталось уже не так много.

В Москве в последнее время сложилась традиция выставок-некрологов по утраченным архитектурным памятникам. В Музее архитектуры закладывают новую традицию. Здесь готовится выставка "Москва! Москва! Как много…" - прощание с еще живой, но обреченной гостиницей "Москва".

ПЛЮСЫ/МИНУСЫ:

Плюсы
· 1.Город получит пятизвездную гостиницу и новые офисные и торговые площади.
· 2. Будет построена четырехэтажная подземная автостоянка на 1000-1200 машин, что частично решит проблему парковки в центре Москвы.

Минусы
· Будет уничтожено историческое здание с уникальными интерьерами.
· Гостиницу "Москва" нельзя разобрать - ее можно только разбить или взорвать направленным взрывом. В результате над центром города появится огромное облако пыли. Кроме того, котлован на месте "Москвы" может привести к сдвигу грунта, а это грозит обрушением соседних зданий (Комендантской башни Кремля и Исторического музея).

Подверстка
В 30-е годы на месте переулков, церквей и лавок Охотного ряда московские власти решили построить гостиницу. По итогам конкурса, проведенного Моссоветом в 1932 году, к реализации был принят конструктивистский проект Леонида Савельева и Освальда Стапрана. Но к февралю следующего года, когда "коробка" была уже возведена, в советской архитектуре началось освоение классического наследия прошлого. Для исправления "ошибки" в группу архитекторов был включен знаменитый Алексей Щусев (до этого построивший Мавзолей). И он со стороны Охотного ряда наложил на уже почти готовое здание классицистскую декорацию. Но единого творческого коллектива из классика Щусева и конструктивистов Стапрана и Савельева не получилось. Они постоянно жаловались друг на друга, то одного, то других отстраняли от строительства, в проект вносились постоянные изменения. В 1933 году, когда Щусев в очередной раз возглавил строительство, он перестроил уже наполовину готовый фасад со стороны Манежной площади, возведенный по проекту Стапрана и Савельева. В результате получилось знаменитое асимметричное здание с двумя разными башнями: правой крепостной и левой ажурной. Так что никакого "первоначального проекта Щусева", по которому собирались строить новое здание "Москвы" не существует в принципе. В 1935 году гостиница приняла первых постояльцев. Достраивали "Москву" уже в 1968-1977 гг. по проекту А.Б. Борецкого, Дмитрия Солопова и Игоря Рожина, которые выстроили шестиэтажный безликий корпус. Но у него было одно преимущество - этот скучный ансамбль не противоречил сложившемуся облику Театральной площади. В итоге получилась удивительная смесь - конструктивистская основа, облепленная классическими деталями, имперские интерьеры и стыдливый фасад на Театральной площади.
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: