RSS
22.07.2004

Ощущение Архитектуры

  • Репортаж
  • выставка

информация:

  • где:
    Россия. Москва

Кураторы прошедшей в мае АРХ МОСКВЫ объявили ситуацию в нашей архитектуре ТУПИКовой - участники выставки это опровергли.

За девять лет существования выставки АРХ МОСКВА её формула более менее выкристаллизовалась: сегодня это смесь российской и зарубежной "большой" архитектуры и дизайна для частных потребителей. Поскольку расширяться выставке уже некуда: она не только заняла все четыре этажа Центрального дома художника, но и окопалась около его вход - теперь каждый год придумываются концептуальные новшества. Так, с прошлого года у АРХ МОСКВЫ появилась тема, которую предлагают назначаемые на два года кураторы. В 2003 году кураторами были выбраны молодые архитекторы Борис Бернаскони и Кирилл Асс, объявившие темой выставки многозначительное "Настоящее настоящее". Но, как признался Борис Бернаскони, "трудно два года подряд делать какое-нибудь глубокое высказывание", поэтому темой этого года был объявлен собственный творческий кризис. Слово "тупик" нигде не фигурировало, но дорожный знак "Тупик" на фоне бескрайней русской степи являлся официальным обозначением девятой международной выставки архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА 2004.

В подтверждение своего мнения "русская архитектура зашла в тупик", кураторы представили проект, состоящий из трех частей. Прошлое - это "Утраты" - три надгробных камня недавно погибшим шедеврам русской архитектуры: гостинице "Москва", универмагу "Военторг" и Манежу. Настоящее - как на работе художника Гора Чахала "Умный дом", изображающей то ли гнездо, то ли бесформенную массу тел. А будущее - WorkShop Russia 2004: работы победителей Всероссийского конкурса для студентов архитектуры и молодых архитекторов, которые поедут на Венецианскую архитектурную биеннале. В этом году у России не будет полноценной экспозиции в Венеции - показать нечего, поэтому от отчаяния решили послать молодых архитекторов, которые примут участие в мастер-классах архитекторов известных.

Большинство участников выставки было скептически настроено к теме, заявленной (а многим казалось навязанной) кураторами, и видимо, если бы все решали лишь кураторы, а не экспертный совет (в зоне специальных проектов) и деньги (в коммерческой зоне), залы ЦДХ были бы пусты. Во главе антикураторской фронды стоял генеральный спонсор выставки - один из крупнейших застройщиков Москвы холдинг "Капитал Груп". На плазменных экранах под музыку, похожую на финальные мелодии из голливудских блокбастеров, показывали снятые с высоты птичьего полета здания и проекты этой компании, разработанные такими известными архитекторами, как Александр Скокан, Александр Асадов и Николай Лызлов. Для раскрутки своих глобальных проектов - небоскребов "Город столиц" в новом деловом районе Москва-Сити и комплекса "Русский авангард", навеянного работами русских художников-авангардистов, "Капитал Груп" привезла на АРХ МОСКВУ их автора - голландского архитектора Эрика ван Эгераата.

Дорожным знаком "двухстороннее движение" был обозначен коммерческий раздел, в котором были представлены фирмы, продающие отделочные материалы и мебель, а также архитектурные и дизайн-бюро. Здесь были созданы настоящие шедевры имиджевого дизайна - в залах ЦДХ футуристические интерьеры соседствовали с живой изгородью. Как особо актуальное направление был выделен раздел "свет в архитектуре", в котором естественно все блестело и переливалось. О тупике здесь, кажется, и не слышали.
В зоне специальных проектов (где в отличие от коммерческой зоны площадь предоставляется бесплатно), все было не так зрелищно - архитекторы ограничились лишь планшетами, фотографиями и редкими макетами. Зато здесь было много "большой" архитектуры. Так, в АРХ КАТАЛОГе, рейтинге лучших российских архитекторов, можно было увидеть несколько программных и качественных проектов. Например многофункциональный центр "Перекресток" в Челябинске - настоящий мини-город от архитектурной мастерской Александра Асадова, включающий в себя офисы, квартиры, магазины. Иностранцы в этом году были представлены прежде всего именитыми европейцами: итальянским теоретиком Массимилиано Фуксасом, мэтром итальянского промышленного дизайна и архитектуры Этторе Соттсассом, швейцарским концептуалистом Бернардом Чуми и французским экспериментатором Одиль Декк, которые не только показали свои проекты, но и прочитали лекции.

Приезд знаменитостей, выставки иностранной архитектуры, рейтинг лучших архитекторов - все это повторяется из года в год, и можно было бы сказать, что девятая АРХ МОСКВА ничем не отличалась от предыдущей, если бы не одно "но". Нынешняя АРХ МОСКВА впервые была не площадкой, где соревновались разные фирмы и архитекторы, а полем сражения двух принципиально разных ощущений сложившейся ситуации. В этой битве победило ощущение, которое можно описать слоганом генерального спонсора выставки: "Всё, что может дать Москва, - скорость, стиль, успех, отдых, развлечения, благополучие". Эта формула более соответствовала настроению АРХ МОСКВЫ, чем художественный жест, он же тупик, кураторов.
Комментарии
comments powered by HyperComments