RSS
30.09.2004

L&M. На выставочном фотополе встретились Москва Наума Грановского и Лондон Стивена Гилла

  • Арт
  • Репортаж
  • выставка

информация:

  • где:
    Россия. Москва

Когда одновременно проходят выставки, посвященные двум столицам, очень хочется их сравнивать, проводить параллели и искать противоречия.

Дело, понятно, неблагодарное, особенно когда речь идет о персональной выставке классика советской фотографии Наума Грановского, проходящей в Фотогалерее имени братьев Люмьер, и проекте модного британского фотографа Стивена Гилла "Подробности лондонской жизни", что разместился в Музее архитектуры. Тем более что на первый взгляд разница между Грановским и Гиллом примерно такая же, как между вещами, сделанными полвека назад и сейчас.

Грановский снимал идеальную Москву. На его фотографиях и без того пафосная ВСХВ – ВДНХ выглядит еще более торжественно и театрально. Машины чинно и организованно двигаются по проспекту Маркса и улице Горького. Строительство новых зданий на месте старой Москвы выглядит не как разрушение и исчезновение исторического города, а как его упорядочение. Время меняется, но Грановский одинаково величественно снимает что сталинские высотки в 50-х, что гостиницу "Россия" в 60-х, что блочные многоэтажки в 70-х. Кажется, маэстро сорвался всего один раз. Это фотография "Митинг в железнодорожном депо по поводу похорон И.В.Сталина". Совершенно хаотичная людская масса, неказистое строение и, о ужас, невыстроенная композиция, что уж совсем нетипично для Грановского.

А в двух остановках метро от выставки мэтра, в Аптекарском приказе Музея архитектуры, обосновался Стивен Гилл со своими "Подробностями лондонской жизни". Гилл – успешный британский фотограф из поколения тридцатилетних. С резюме у него все в порядке: имеет авторитетные премии, работы хранятся в престижных собраниях, а главное, он сотрудничает с нужными изданиями. Среди них – "Нью-Йорк таймс", "Ньюсуик", "Тайм" и прочие акулы зарубежной прессы.

Гилл работает сериями, их названия звучат более чем прозаично: "Портреты с сумками-тележками", "Рекламные щиты", "Дорожные работы", "Банкоматы" и так далее. Это сценки лондонской и окололондонской жизни. Одинокие люди, сидящие в поезде с неестественно сосредоточенными лицами, женщины, торжественно шествующие с тележками, заблудившиеся туристы, изучающие карты, словно полководцы на полях сражений, фантасмагорические дорожные работы, рекламные щиты, снятые с обратной, "непарадной" стороны. Кстати, Лондона практически нет в кадре, зато фотографии Гилла напоминают современную Москву гораздо больше, чем величественные снимки Грановского. Правда, кадры Гилла настолько гиперреалистичны, что кажется, будто такого на самом деле не может быть, будто это искусная имитация репортажной фотографии.

Нет, у Гилла все по-настоящему, просто он очень кропотливо и дотошно подходит к созданию своих серий. По уверению организаторов выставки в Москве, на разработку каждого сюжета у него уходит от одного до двух-трех лет. Он методично бродит по лондонским улицам, выискивая своих будущих героев. Так что Гилл столь же основателен, как Грановский, который снимал Москву по точно выстроенному плану. В результате многодневных наблюдений Грановский находил идеальное сочетание объекта, времени и точки съемки.

Но вот, кроме основательности, Грановского и Гилла ничего не объединяет. Потому что один про вечность, а другой про повседневность, один про камень, другой про людей, один про идеальное, другой про настоящее. И даже отпечатки на выставке Гилла настоящие, пусть и плохого качества. Все-таки это честнее, чем на выставке советского классика, где в рамках серии "Подлинники" зрителям показывают сплошь современные отпечатки.
Комментарии
comments powered by HyperComments