16.12.2004
Александр Змеул //
Радио Культура, 16.12.2004
Вячеслав Локтев. Фантастическая реальность
- Репортаж
- выставка
информация:
-
где:
Россия. Москва
Выставка «Летающие города» архитектора Вячеслава Локтева открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу. И если на западе некоторые из утопических архитектурных идей середины века реализуются на практике, то идеи отечественных архитекторов оказываются музейными экспонатами.
ДереВячеслав Локтев – фигура знаковая. Архитектор – фантаст, теоретик и мечтатель. Его называют и прародителем «бумажной архитектуры» - движения, зародившегося в 80-е. Он так же как и они рисовал утопические проекты, шансов на реализацию которых не было. Тем не менее Андрей Ерофеев, заведующий отделом новейших течений Третьяковки, который готовил выставку, назвал Локтева одним из отцов возрождения российской архитектуры после сталинского неоакадемизма. Первая его работа – дипломный проект 1958 года - здание аэропорта, казался тогда просто футуристическим. Большое светлое пространство – в интерьере – обтекаемые формы никаких колонн, никакой лепнины, это сегодня проект аэропорта кажется обычным, даже скучноватым. Но напомню, что аэропорт в сталинской архитектуре немногим по внешнему виду отличался от дворца культуры или любого другого общественного здания. Такие шедевры до сих пор стоят в разных концах бывшего советского союза, например в Сочи и Львове. Но это был самый реалистичный проект Локтева – вдохновленный запуском спутника и первым полетом человека в космос Локтев обратился к фантастической архитектуре. Он рисовал утопические города - города будущего, города на других планетах и даже так называемые города-градолеты, перемещающееся в космосе. Это не привычные архитектурные эскизы или макеты, а сложные объекты, состоящие из различных геометрических форм. Конечно они отсылают к опытам авангардистов– Татлина или Леонидова, но уже с космической спецификой. Еще эти проекты напоминают страницы из журнала «Наука и жизнь» 70-х годов или иллюстрации к научной фантастике. А Локтев в общем и был научным фантастом – бесконечно придумывал, преподавал в МАрхИ, устраивал выставки и ничего не строил. Но его же проекты абсолютно утопичны скажут иногие, глядя на все эти нагромождения фигур. Тем не менее самые смелые архитектурные идеи середины века начинают воплощаться на Западе. Стоит вспомнить знаменитое архитектурное объединение «Архигрэм». В 60-е годы молодые британцы взбудоражили мир футуристическими проектами шагающих городов. Особенно отличился Питер Кук, предложивший идею города, в котором функциональные ячейки могли свободно перемещаться и подключаться друг к другу. Но, первым реально воплощенным проектом «гуру современной архитектуры», как теперь называют Питера Кука стал выставочный зал Кунстхалле в австрийском Граце, построенный всего несколько лет назад. Биоморфное здание, одновременно похожее и на живое существо, и на гигантский пузырь, и на желудок, сам архитектор назвал «дружелюбным инопланетянином». Но главное — он создал универсальное выставочное пространство с залами-трансформерами и сложным световым решением. Здание может все время меняться, его структура очень подвижна. Для России такие проекты – пока абсолютно фантастичны - и уровень строительных технологий у нас гораздо ниже, чем в развитых странах, да и кто потратит на общественное здание десятки миллионов долларов. Так что остается бродить по залам Третьяковки и смотреть на летающие города, нарисованные архитектором–фантастом Вячеславом Локтевым.
Комментарии
comments powered by HyperComments