08.02.2001
Евгения Гершкович //
Мезонин, 08.02.2001, №3
Архитектура на орбите
- Дизайн
- Репортаж
- выставка
информация:
-
где:
Россия. Москва
В Доме архитектора прошла выставка, рассказывающая о раннее неисследованном жанре интерьера - интерьере космического коробля. Автор - архитектор Галина Балашова, куратор Андрей Кафтанов.
В июне 1963 г. Сергею Королеву показали натуральный макет нового многоместного космического корабля "Союз". В отличии от предыдущих аппаратов кроме спускаемой капсулы он имел дополнительный орбитальный отсек, в котором космонавты могли бы более свободно жить и работать. Отсек первоначально создавался конструкторами как аскетичный функциональный объем с набором красных ящиков и шкафов. Королеву он не понравился: " В космос человек не может летать в туалете", заметил он, и потребовал найти специалиста для проектирования жилого интерьера. Ему порекомендовали архитектора Галину Балашову. Вот тут-то и началась история создания в нашей стране реальных архитектурных проектов для человека на околоземной орбите.
Г.Балашова знакомится с требованиями космической технологии и организации пространства: построения сферической формы с учетом внутреннего атмосферного давления, равномерности расположения приборов и оборудования уравновешивания бортов. Архитектор, сейчас бы Балашову уже называли дизайнером, спроектировала для отсека вполне космическую мебель - диван и сервант. Они целиком заполнены аппаратурой, и их земная эстетика выглядит скорее иллюзорной бутафорией. А верх и низ - как на земле, хотя в условиях невесомости это уже не актуально.
В 1964 г. Балашова трудится над интерьером космического корабля для полетов на Луну - ЛОК. В этом объекте она теперь полностью отказывается от "пола и потолка", создав неориентированную свободную композицию. Все приборы автор скрыла в двух закрытых стеллажах криволинейно-обтекаемой формы.
К концу 1968 г. строительство ЛОКа фактически было завершено, но после успешного полета американцев на Луну эту программу закрывают. В течении последующих лет автор ходит мимо валяющегося на территории завода корпуса своего так и не полетевшего корабля.
В начале 70-х Галина Балашова участвует в незабвенной программе "Союз-Аполлон", и даже разрабатывает ее эмблему (теперь это называется "логотип"). Значок советско-американского сотрудническтва становится официальным символом программы - автора вынуждают отказаться от всех авторских прав. Вот такая творческая судьба, все этапы которой были представлены на выставке. Последний этап - акварели, которые Балашова писала и которыми украшала свои интерьеры - они напоминали космонавтам о Земле. Естественно, при спуске орбитальный отсек сгорел в атмосфере вместе с пейзажами Балашовой. Специально для выставки были сделаны копии тех, навсегда улетевших в космическое пространство.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Г.Балашова знакомится с требованиями космической технологии и организации пространства: построения сферической формы с учетом внутреннего атмосферного давления, равномерности расположения приборов и оборудования уравновешивания бортов. Архитектор, сейчас бы Балашову уже называли дизайнером, спроектировала для отсека вполне космическую мебель - диван и сервант. Они целиком заполнены аппаратурой, и их земная эстетика выглядит скорее иллюзорной бутафорией. А верх и низ - как на земле, хотя в условиях невесомости это уже не актуально.
В 1964 г. Балашова трудится над интерьером космического корабля для полетов на Луну - ЛОК. В этом объекте она теперь полностью отказывается от "пола и потолка", создав неориентированную свободную композицию. Все приборы автор скрыла в двух закрытых стеллажах криволинейно-обтекаемой формы.
К концу 1968 г. строительство ЛОКа фактически было завершено, но после успешного полета американцев на Луну эту программу закрывают. В течении последующих лет автор ходит мимо валяющегося на территории завода корпуса своего так и не полетевшего корабля.
В начале 70-х Галина Балашова участвует в незабвенной программе "Союз-Аполлон", и даже разрабатывает ее эмблему (теперь это называется "логотип"). Значок советско-американского сотрудническтва становится официальным символом программы - автора вынуждают отказаться от всех авторских прав. Вот такая творческая судьба, все этапы которой были представлены на выставке. Последний этап - акварели, которые Балашова писала и которыми украшала свои интерьеры - они напоминали космонавтам о Земле. Естественно, при спуске орбитальный отсек сгорел в атмосфере вместе с пейзажами Балашовой. Специально для выставки были сделаны копии тех, навсегда улетевших в космическое пространство.