RSS
28.03.2001
Евгения Гершкович // , 28.03.2001, №4

Парадность и уединенность

  • Наследие

информация:

  • где:
    Россия. Москва

К 250-летию со дня рождения графа Николая Петровича Шереметева(1751-1809)

Как сказал бы в таком случае опытный экскурсовод: "Обратите внимание, перед вами находится..." А находится перед вами, дорогой читатель, один из немногих подлинных памятников XVIII века, подлинных - до дверной ручки, печной задвижки и половицы.

Более того, в этом памятнике сохранился единственный в России театр XVIII века со сценой, зрительным залом и инженерными механизмами.

История. Сиятельный граф Николай Петрович Шереметев задумал совершить " величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело..." еще в 1790-м, однако к строительству приступил лишь через шесть лет, готовясь к приему друга детства, только что коронованного на престол Павла I. К созданию дворца - летней увеселительной резиденции в Останкино причастна была целая команда знаменитых зодчих: с итальянской стороны -Кваренги, Бренна, Кампорези, с русской- Старов, Бланк, и кроме того, крепостные архитекторы Шереметева - Аргунов и Миронов. Дворец посвятили Апполону, и, естественно, окрасили в Аполлонов же цвет, то есть в цвет утренней зари с белыми деталями. Деталями служили скульптурные рельефы с многочисленными фигурами танцующих вакханок, с сочными плодовыми и цветочными гирляндами, означающие "приятности и пользы". Балясины на фасаде, первоначально были золочеными, поскольку золото -символ света- непременный Аполлонов атрибут. Чем же, скажите, это не Версаль, где король-Солнце избрал своим символом того же Светоносного жителя Олимпа? Наш "король-Солнце", ярчайший представитель эпохи Просвещения замахнулся, и надо отдать ему должное, смог осуществить в материале замысел многих (от Дидро до Д,Аламбера). Шереметев про сути единственный, кто построил настоящий Пантеон искусств. Главная идея XVIII века "развлекая, поучать" сполна воплотилась в его великолепном детище, ставшим гигантской декорацией-обманкой, созданной на удивление именитых гостей. Первый розыгрыш, до сего дня не перестававший ошеломлять всякого, кто здесь оказывался - это сама архитектура. Полностью деревянный (sic!), возведенный по распространенной в Европе, но России неведомой каркасной системе, дворец был оштукатурен под кирпич. Детали внутреннего убранства, выглядевшие бронзовыми и мраморными, на деле оказывались лишь деревянной имитацией, искуснейшим заблуждением. Почему-то теперь историю русской деревянной декоративной резьбы кончают на XVII веке, петровской эпохе. Но в Останкино, по существу "каменное" искусство классицизма охотно обратилось к дереву как строительному материалу. Строительство было с самого начало окружено мифами. Разбирались подъездные пути, мосты, ставились караулы. Нещадно карались мастеровые, впускавшие постороннего на стройку. Всякого пришлого считали шпионом, одновременно с тем, в другие строящиеся дворцы засылали своих лазутчиков. В ожидании высокого гостя граф боялся конкуренции. Когда же 30 апреля 1797 года император, наконец изъявил желание посетить Останкино, Шереметев приготовил ему сюрприз. Проезжая густо заросшую Марьину рощу, внезапно взору Павла распахнулась полная панорама дворца перед широким зеркалом пруда. Дело в том, что хозяин велел надпилить деревья, поставить под каждое человека, который по сигналу сваливал бы дерево: пред Павлом открылась просека - царь чрезвычайно удивился и "благодарил графа за доставленное ему удовольствие". Театр в тот день ставил оперу Гретри "Браки самнитян", главную партию в которой исполняла блистательная примадонна шереметевской труппы 17-летняя Прасковья Жемчугова. (Пройдет каких-нибудь четыре года, и просвещенный аристократ, один из самых богатых людей России, граф Шереметев совершит немыслимый по тем временам поступок: женится на своей крепостной. Жемчугова станет графиней Шереметевой). Итак, после представления был бал, после которого гости отобедали в изысканном Египетском павильоне. Шереметеву было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора. Очевидец, попавший в Останкино, писал: " Ни один немецкий владетель, едва ли кто-либо из курфюрстов имеет что-либо подобное... В нижнем этаже все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами... Поднимешься в бельэтаж и удивишься при виде нового, не менее королевского великолепия. Большой прекрасный театр."Гостей всюду подстерегали всяческие "кунштюки", на которые только способен был XVIII век, интерьеры сменялись один за другим как картины в спектакле, роскошь соседствовала с бутафорией, реальное пространство продолжалось в иллюзорном. Эту роль на себя, конечно же, брали многочисленные зеркала. Но главным поводом для визита в Останкино все же был просвященный досуг -посещение театра. В отличии от большинства представителей российского дворянства того времени, склонность к модной тогда забаве, у Николая Петровича превратилась из развлечения в дело жизни. Граф, довольно часто бывавший в Европе, общаясь с известнейшими людьми, постигал театральное дело из первых рук. Имеются свидетельства, что он был знаком с Моцартом, и даже как-то помогал ему материально. Кроме того, Шереметев сам превосходно играл на виолончели.

Репертуар шереметевского театра тогда почти совпадал с постановками на сценах Франции и Италии, оперные премьеры нередко опережали премьеры в императорских театрах... Современность. Однако стоп, у читателя, надеюсь, уже появилось горячее желание вновь посетить знаменитый дворец-театр. Всем же, кому не безразлично искусство интерьера советуем это сделать в первую очередь.

Оставим чуть в стороне удовольствия Галантного века, обратимся к нашим проблемам. Над тем, как сохранить эту диковинку, по существу картонную шкатулку, доставшуюся нам в наследство от предков бьются современные реставраторы. Реставрация началась в 1990-е годы, с 1797 года дворец целиком никогда не реставрировался! Конечно, что-то подновлялось, подкрашивалось... но не более. Было проведено исследование, и вышла картина, гораздо более страшная, чем представляли себе самые оголтелые пессимисты: на 50-70% была утрачена способность самой конструкции дворца. Все стояло "на честном слове". Разбирали, к примеру, фрагмент стены, и видели, что колонна уже ни на что не опирается, и держится лишь на гвоздях. У специалистов было три пути: 1. Сделать вид, что все не так страшно, позолотить и покрасить. 2. Раскатать по бревну, снять декор, все заменить пластмассой и бетоном, а сверху настелить паркет. 3. Самый мучительный и неблагодарный - путь комплексной реставрации. На него реставраторы и встали. Если приводить аналогии из жизни, это похоже на то, чтобы не расстегивая пиджак и не развязывая галстук, снять и вновь одеть рубашку. Главное для реставраторов было сохранить подлинность. Первое, с чего начали, это с причин "болезни", то есть с неблагоприятной гидрогеологической ситуации, с устранения излишней влажности, с работы с парком. Оказалось, что старые липовые аллеи, по которым принято вздыхать, через 50-70 лет своей жизни начинают приносить вред окружающими зданиями, работая антинасосом. На сегодняшний день закончено укрепление фундамента, консервация и конструкционная реставрация первого этажа, укреплена позолота. Но процесс не прекращается несмотря на погоду, и даже в самые морозные дни можно видеть людей "на лесах". И конечно же, почти ежедневная чистка кровли - это 4 тысячи квадратных метров. Точно также не должен промокать от снега и дождя деревянный фасад - основная забота всех сотрудников музея. По-моему: это просто подвиг. Музей при этом не закрывается на годы, как закрылись некогда Третьяковка и Исторический. Правда, работает он лишь летом, в погожие дни.

Благодарим за помощь в подготовке материала директора Музея -усадьбы "Останкино" Г.В. Вдовина и архитектора Музея Б.П. Гусева
Комментарии
comments powered by HyperComments