RSS
22.05.2002

Маленькая Англия

  • Арт

информация:

  • где:
    Россия. Москва
По пути в Китай….

11 мая 1553 года с рейда у Детфорда, тогдашней окраины Лондона, снялись с якоря и отправились в неведомый путь к Китаю и Индии три корабля: "Добрая Надежда", "Эдуард Благое Предприятие" и "Благое Упование"… Прекрасно оснащенные - впервые в английской практике подводная часть была обшита свинцовыми листами - судна снаряжало на свои средства (16 тысяч фунтов стерлингов) "Merchants - Adventurrers" - "Общество купцов- предпринимателей для открытия земель, островов, государств и владений неизвестных и даже морским путем не посещаемых".

Руководителем экспедиции был назначен сэр Хью Уиллоуби, прежде в море не бывавший, но состоявший в близком родстве с высшими кругами общества.

На торжественные проводы у Гринвича обещал прибыть и сам король Эдуард, однако из-за болезни не смог. Королевского благословения особенно ждали моряки самого крупного -160 тонн - корабля, нареченного в честь короля. Ричард Ченслер- так звали его штурмана…

До 2 августа эскадра шла вместе. Вскоре, бурей разбросанные по морю, утлые парусные суда, потеряли друг друга из вида. 24 августа "Эдуард Благое Предприятие" достигает устья Северной Двины и причаливает у монастыря Святого Николая.

Два других корабля вместе с Уиллоуби, проблуждав в Баренцевом море, были затерты льдами. Решили не рисковать более и остаться на зимовку, окончательно похоронив мечту о Китае. Лишь зимой 1555 года корабли были обнаружены -они "стояли на якорях, а люди на них все мертвы и товаров на них много".

Тем временем Ченслер вместо желанного Пекина, отправляется в Москву, и выдает себя за посла кораля Эдуарда. В январе 1554 года его торжественно принимает Иван Грозный, который " королевенного посла Рыцарта и гостей англинския земли пожаловал, в свое государство российское с торгом из-за моря на кораблех им велел ходить безопасно и дворы им покупать и строить невозбранно".

Опытный моряк показал себя не менее опытным, пронырливым разведчиком, быстро сумевшим оглядеться и собрать сведения, способные заинтересовать лондонских купцов. Но и для русского царя столь нежданно свалившиеся на голову иноземцы пришлись весьма кстати - прямые сношения с Европой в ту пору были закрыты, а Россия отчаянно искала западной военной и торговой помощи.

Весной Ченслер, одаренный подношениями, на санях отправляется к устью Двины, где находит свой корабль в сохранности, а команду в полном здравии. К несчастью, во время обратного пути штурман попадает в руки голландцев, дочиста ограбивших его корабль… Но грамота, дающая право свободной торговли с Московским государством, прятанная в одежде Ченслера счастливо уцелела и была вручена королеве Марии Тюдор и королю Филиппу, сменившего на престоле успевшего умереть за это время Эдуарда.

"Мoscovy company"

В 1555 году в Вестминстерском дворце роскошно принимают уже русского посла, Осипа Непея. Домой Непей возвращался с дорогими подарками и в сопровождении нескольких специалистов: врача-выпускника Кембриджа, канатных мастеров, скорняков и бочаров.

В том же году 6 февраля в Англии образовывается акционерное общество "Мoscovy company", сыгравшее исключительную роль в англо-русских отношениях второй половины XVI и XVII вв. Капитал этой компании, включающей 207 акционеров, был определен в 6 тысяч фунтов. Купцы имели право вести в Москве торговлю, причем льготную, а иногда и вовсе беспошлинную.

В России англичан интересовали прежде судостроительный лес, пенька, воск, лен, сало, а также предметы роскоши- меха и кожи. Предметами ввоза же служило хваленое английское огнестрельное оружие, порох, селитра, свинец, сера, медь, сахар, бумага, и конечно же лондонское сукно, в Москве носившее название "лундыш".

Для приезда британских гостей был отведен особый двор в Китай-городе на Варварском кресце, у церкви Максима Христа Ради Юродивого. Нужно было, несомненно, особое царское благоволение, чтобы у самого Кремля могла возникнуть община чужеземцев-иноверцев, со своим бытом и коммерческими интересами…

Двор Компания получила вместе с каменной палатой, закладку сводчатой подвальной части которой, по некоторым источникам, возглавлял сам Алевиз Новый (автор Кремлевского Архангельского собора). Новые хозяева дополнили ее типичной английской галереей, и поварней. В подвале хранили привезенные товары, а наверху устроили парадный зал для переговоров и важных церемоний. В зале стояла печь, украшенная глиняными немуравленными изразцами с сюжетными рельефами.

Дом окружал большой фруктовый сад, имелись многочисленные подсобные хозяйства и бани. Кроме того, англичане построили здесь монетный двор, где чеканили русскую монету из своего серебра. Своеобразным вариант валютного обмена, в результате которого русская казна пополнялась серебром.

Так дом на Варварке оказался сердцем английской торговой фактории. Фактически, он был первым самостоятельным двором западной державы в России, одновременно являясь посольским и частным торговым предприятием, находящимся под королевским покровительством.

Отношения между двумя странами постепенно разширялись, новй русский царь - Борис Годунов попал под столь большое влияние англичан, что решил послать учиться в заморскую страну нескольких молодых людей. И с того времени берет начало более чем трехлетняя история русских невозвращенцев. В Англию в июле 1602 года "для науки разных языков и грамотам" отправляются "Микифорка Григорьев, да Софонка Кожухов, Казаринка Давыдов и Федька Костомаров". И именно они- Федьки да Софронки- поучившись в Оксфорде, Винчестере, Итоне и Кембрижде, почувствовали себя свободными и на родину возвращаться раздумали …

При первых Романовых агент "Мoscovy company" приобретает еще один двор- "Новый", в Белом городе (примерно там, где сейчас стоит Политехнический музей). Вся деловая активность тогда перенеслась сюда, хотя Новый двор был сугубо административным.

Все оборвалось в 1649 году, когда, пользуясь тем, что английского короля Карла I свергли, и лишили головы, царь Алексей Михаилович, посчитав то вопиющим нарушением всех божеских законов, особым указом запретил беспошлинную торговлю в России: " …а ныне Великому Государю нашему Царскому Величеству ведомо учинилось, что Англичане всею землею учинили большое злое дело, государя своего Карлуса Короля убили до смерти, и за такое злое дело в Московском Государстве вам быти н довелось…" Общаться с простолюдином Оливером Кромвелем Алексей Михаиловитч наотрез отказался, любые дипломатические контакты с Англией прерываются.

Так было вплоть до Великого посольства 1699 года. Петр I встречается с Вильгельмом III - новая российская столица Петербург строится как зеркальное отражение Лондона.

Раскопки

Что касается Двора на Варварке, то после англичан он переходил буквально из рук в руки: там обосновывается то боярин Милославский, то Митрополит Нижегородский, при Петре там устраивают Арифметическую школу. К концу 19 века дом оказывается настолько глубоко ушедшим под культурный слой, что с улицы виднелся лишь верх дома, основание же полностью скрылось под землей. Сверху, ни о чем не подозревая, строят трехэтажный доходный дом, в 1920 - годы в нем открывают библиотеку иностранной литературы, а пешеходы, спешащие по тогдашней улице Степана Разина даже не подозревают о том, что рядом спрятан этот старинный терем …

Так продолжалось до тех пор, пока дом не оказался на территории стройплощадки возводящейся гостиницы "Россия". И, конечно же он подлежал сносу… Но в его судьбу вмешался величайший ученый и реставратор Петр Дмитриевич Барановский. Он спустился в подвал, исследовал конструкции, и обнаружил кладку XVI, а то и XV века! Были собраны подписи советских деятелей культуры - дом был спасен. Потом были восстановлены интерьеры, и даже обнаружились чудом сохранившиеся обломки старинной печи.

В октябре 1994 года в Москву приехала Ее Величество Елизавета II и открыла музей "Старый английский двор".

Музей "Старый Английский двор". Ул.Варварка, дом 4,
тел: 298-3961
Комментарии
comments powered by HyperComments