RSS
04.11.2002

Выставка 1903 года

  • Наследие
  • Репортаж
  • выставка

информация:

  • где:
    Россия. Санкт-Петербург

Достоверно известно, что в одно прекрасное питерское утро марта 1902 года в гарсоньерке на Пантелеймонской, недавно снятой коллекционером и меценатом князем Сергеем Щербатовым состоялся парадный завтрак. Под портретом хозяйского предка, за убранным белыми цветами большим столом восседали серьезные люди - все члены объединения "Мир искусства": М.Врубель, В.Серов, К.Коровин, Л.Бакст, А.Головин, Е.Лансере, К.Сомов, Н.Рерих, А.Бенуа, С.Дягилев. Председательствующий И.Грабарь произнес пламенную речь.

Суть выступления сводилась к призыву сплочения всех художественных сил для создания могучего артистического центра. Центру предписывалась благородная задача: связать воедино чистое искусство с прикладным. В связи с этим прозвучало магическое слово "Ренессанс"…

Тогда Европа уже во всю бредила модерном, в каждой стране именуемым по-своему: Югенстилем, Сецессионом, Либерти. В моду входили так называемые выставки - магазины, где покупатель получал непосредственное представление о произведении искусства, предназначенным для украшения его быта. Кстати, именно такой салон "Maison de L,art nouveau" парижанина Бинга дал одно из самых распространенных наименований новому стилю - Ар нуво (L,art Nouveau). На "Наш Ренессанс" возлагалась обязанность распространения этого нового стиля в России.

Замысел организаторов (и спонсоров), а в качестве таковых выступали сам князь Сергей Щербатов совместно с наследником "железнодорожного короля" Карла фон Мекка, его внуком Владимиром; заключался в устройстве чередующихся выставок. Их куратором, как сейчас бы выразились, был назначен И.Грабарь.

Публике должны быть представлены обстановки комнат, пропагандирующих новый стиль. Все, начиная с отделки стен, мебели, заканчивая мелкими деталями, должно было бы подчиняться единому закону. Размечтавшийся на том памятном завтраке Врубель создал словесный образ своей будущей комнаты: "Надоели все эти вялые, бесцветные обывательские комнаты, это вечно белая посуда на белой скатерти! Моя комната вся была бы в красной глубокой гамме. Подумайте, красная, как рубин, посуда и на ней красные фрукты. Как это было бы красиво - один аккорд!". Потом, правда, в выставке участвовать не смог.

Предприятие определилось как с самоокупающиеся - по условию, выставляя образец своего творчества, художник не только рекламировал себя, но и имел возможность продавать творение. Ничего антикварного быть не должно, что доказывало само название выставки "Современное искусство" (ее служебные бланки имели гриф - "L,art modern enterprise artistique").

Однако, справедливости ради, стоит заметить, что петербургское мероприятие не явилось первой российской акцией, всецело посвященной декораторскому и прикладному искусству, и где был показан интерьер частного жилища- идеям принято носиться в воздухе. Дебют уже успел состояться в декабре 1902 года в Москве. На углу Петровки и Столешникова переулка открылась "Выставка архитектуры и промышленности нового стиля". Ее организатором стал молодой тогда еще архитектор И.Фомин. В Москве были показаны не только интерьеры по его эскизам, мебель К. Коровина, архитектурные проекты Ф.Шехтеля, Л.Кекушева, но и творения западных знаменитостей Ольбриха и Макинтоша. Правда, к продаже эспонаты не предназначались, да и самой выставке недоставало может быть, столичной грандиозности и масштаба. Выставку "Современное искусство", опоздавшую всего лишь на месяца и открывшуюся в самом начале 1903 года своим присутствием почтили император с императрицей, и все тогдашнее высшее общество, а за ним пресса, художественный и литературный мир.

Для "Современного искусства" нашлось место - верхний этаж особняка на Большой Морской, прежде занимаемый известным музыкальным обществом Юргенсона. По мнению Бенуа, главным преимуществом выбранного помещения, было лишь его расположение на самой парадной улицы Петербурга. Сама же квартира, хоть и состоявшая из множества комнат, особым "благородством" пропорций не отличалась. Художникам без сомнения удалось все переделать, до неузнаваемости трансформировав характер самого помещения. Строительной частью заведовал некто С.Собин, опытный и весьма добросовестный военный инженер из Кронштадта.

Ведшая прямо с улицы на второй этаж парадная лестница открывала выставку. За ее оформление взялся И.Грабарь. По обеим сторонам лестничного марша была живописно расставлена поливная майолика гончарного завода "Абрамцево": горшки, вазы и фигуры работы М.Врубеля. Лестница вела в столовую.

Это помещение с низкими потолками силами А.Бенуа и Е.Лансере было превращено в абсолютно новое пространство: на голубовато- стальном фоне стен выделялись белоснежные пилястры и обитая лимонно-желтой шагренью белая мебель, исполненная в мастерских Свирского. Пол устлали зеленовато-серым линолеумом. Окна исполнили из матового узорчатого стекла с белыми переплетами в стиле петровской эпохи. Волнистая поющая линия карниза под потолком растворялась в фигурках вакханок, украшавших медные вставки над гладкими дубовыми дверями. Гвоздем комнаты стала стеклянная люстра-корзина со свисающими каплями прозрачных бусин. Тихое торжественное пространство приумножалось за счет отражения в угловых зеркалах. Копенгагенский фарфор оживлял витрины шкафа и буфета. А над буфетом красовалось живописное панно в потухшей осенней гамме, изображавшее парк со скрещивающимися каналами и фигурами готовящихся войти в воду Дианы и ее нимф. По эскизу Бенуа панно писал художник Яремич. А.Бенуа вспоминал потом, как посреди развала, стукотни молотков, в атмосфере, пропитанной всякими тяжелыми запахами, он делал этюды с натурщицы. "Несчастная натурщица мерзла безбожно, несмотря на какие-то импровизированные ширмы и дрянную, дававшую угар печурку, однако не теряла своей веселости…".

Специально для выставки "Современное искусство" Л.Бакст, "желая превзойти себя в смысле изящной и элегантной простоты" оформил дамский будуар. Князь Щербатов и фон Мекк немало опасались капризной и болезненно мнительной натуры художника, однако, обойтись без известного декоратора было никак невозможно. "С нашим Левушкой мы наплачемся", - вздыхал без устали добросовестный инженер Собин.

Бакст предоставил изящно нарисованный проект - он задумал превратить совершенно квадратную комнату в ротонду, что тяжело ложилось на расползающийся бюджет. Но организаторы пошли навстречу капризам автора.

Стены ротонды-будуара дробились нежнейшими пилястрами, завершающимися рельефами со спящими амурами (работа Лансере). Стены были выкрашены в тон слоновой кости, пол затянут белым сукном с орнаментом. Мебель из светлого клена имела малиновую бархатную обивку с черными и серебряными прошивками. Стиль будуара Бакста отличался изысканной графичностью. "Стулья, шифоньеры обладали жидкими формами, они даже производили какое-то болезненное впечатление своей ломкостью", - вспоминал Бенуа. Сам же автор предпочитал, чтобы от его мебели исходил "аромат духов и пудры". На Дягилева будуар произвел больше театральное впечатление, и он сравнил его с "очаровательным рисунком для марионеточного театра, где живет маленькая принцесса-волшебница, про которую знаем, как она танцует, как пудрится, как кокетничает, но про то, как она живет, нам ничего не известно".

Великая княгиня Мария Павловна, пожаловавшая на выставку, была дамой несколько полноватой. Она, однако, вздумала усесться в бакстово кресло, когда же поднялась, то унесла его на себе. Художник побежал "снимать" мебель. Княгиня погрозила ему пальцем, да при входе посоветовала написать: "Садиться запрещено -только для сильфид."

Коровин предложил на суд зрителей вольную интерпретацию восточной темы. Его "Чайная" на вид была немудреной: суровый желтоватый кустарный холст, которым были обтянуты стены маленькой, лишенной окон комнатки был покрыт темно-оливковым беглым шитьем, представляющим не то клиновые листья, не то листья дикого винограда. Эти панно прикрывались темной решеткой из узких деревянных реек, что в целом создавало впечатление трельяжной беседки. По низу тянулся широкий, совершенно простой диван, замыкающийся низкими столами-комодами, и обитый сукном цвета неспелой ржи с вышитыми кое-где васильками.

"Будуар" Бакста с "Чайной" Коровина соединяла сумрачная проходная, оформленная князем Щербатовым. В полутемной комнатке то там, то здесь таинственно поблескивало золото. Углы стульев из серой стали, портьеру из серого сукна и шелка украшали стилизованные изображения павлинов с "раскрытыми хвостами цвета старого золота", с вставленными бирюзовыми глазками. Тот же мотив ритмически повторял изразцовый фриз.

Комната, украшенная Головиным, имевшая несколько названий: "Светелка", "Горенка", "Теремок", стала единственной на выставке демонстрацией русских национальных мотивов. Четыре стены под низким потолком, освещенного полукруглым окном были сплошь убраны цветными выпуклыми изразцами с изображениями фантастических птиц и зверей, исполненными в мамонтовских мастерских. Сказочное настроение поддерживали два сидящих рядышком майоликовых филина, из глаз которых лился таинственный свет. В довершении, комната была обставлена лежанкам, креслами подушками и прочей домашней деревянной утварью.

Великий князь Владимир Александрович буквально влюбился в головинский терем, и уже вел переговоры относительно приобретения этой комнаты для своей дачи в Царском Селе …да кончилось все неблагополучно. Выходя из низкого терема, князь забыл нагнуться и сильно ударился головой о косяк резной двери: "Вот и шишка! Плохая примета, видно, не купить…" -досадовал его густой бас.

Помимо выставочных интерьеров в залах "Современного искусства" были устроены персональные выставки К.Сомова и Н.Рериха, а также экспонировались роскошные дамские и театральные костюмы по эскизам В.В.фон Мекка. К примеру, имелся там вечерний туалет черного и дымчатого шелкового муслина. Красиво перемешанные материи были местами усыпаны мелкими бриллиантами, у корсажа поблескивала большая бриллиантовая роза.

Сам модный парижский ювелир Лалика пожаловал в Петербург для экспонирования собственных изделий, показ которых "Современное искусство" также включило в свою выставочную программу. Прямо с выставки столичные модницы с восторгом раскупали подвески в виде цветов, головные украшения в виде птиц, броши в виде переплетенных змей…

К сожалению, это были единственные экспонаты "Современного искусства", которые имели коммерческий успех. Публика воспринимала увиденное лишь как музей современного искусства, как театр, но ни как нечто утилитарное. Даже эстет Дягилев сетовал на то, что в столовой Бенуа и Лансере едва ли можно съесть бифштекс и выпить бокал вина.

Затея, обещавшая стать постоянно действующей, увы, провалилась сразу же после первой своей акции. Экспонаты в товар перевести не удалось. Вложенные средства не окупились. Бухгалтер попался нечестный. В. фон Мекк обанкротился. Погода была неблагоприятной… Причин можно назвать много, да и важно ли это теперь, когда мы хорошо знаем о той популярности, которую завоевал стиль модерн. Главная цель была достигнута.

А с тем возник новый жанр выставки декора интерьеров, демонстрирующих искусство декораторов, успех которого сегодня уже очевиден. Подтверждение тому - "Неделя декора" журнал Мезонин. Столетие спустя....
Комментарии
comments powered by HyperComments