RSS
04.09.2003

Для веселия, а не для прибыли…

  • Реставрация

информация:

Лето Юсуповы как всегда проводили в родовом поместье Архангельское. По прошествии многих лет, даже находясь далеко от родины, Феликс Юсупов отчетливо удерживал в памяти те детские ощущения: "Я всегда убегал в парк. Бродил среди деревьев и фонтанов и без устали любовался счастливым сочетаньем природы и искусства".

Среди воспоминаний прежней дворянской жизни, ее вкусах мелькали легенды о прапрадеде по материнской линии, старом князе Николае Борисовиче Юсупове, которому Архангельское обязано своей славой.

И если Феликс Юсупов - это завершающая глава блистательной и местами мрачной повести древнейшей семьи, чья родословная восходит к потомкам пророка Мухаммада, то князь Николай - ее самая, что ни на есть середина.

Беспечный эрудит и полиглот, сиятельный вельможа, заставший правление двух цариц и четырех царей, переживший три военных компании. Добрый знакомец Вольтера, Дидро и Бомарше, "потомок татарина XVII века, по своим вкусам и обращению, он был европейцем XVIII столетия".

Прослушав курс в Лейденском университете, и с молодых лет "заглянув в лицо европейской культуры", Николай Юсупов как знаток сопровождал цесаревича Павла с супругой ("графа и графиню Северных") в их заграничном путешествии. Потом служил чрезвычайным посланником в Турине. Отлично разбираясь в тонкостях антикварного рынка, по воле Екатерины II он приобретал для Эрмитажа произведения искусств, не забывая при том пополнять и личную коллекцию. Благодаря удачно проведенным переговорам Юсупова с Папой Пием IV, главный музей Петербурга ныне располагает копиями росписей Рафаэля.

Возглавляя Дирекцию Императорских театров, в то же время управлял стекольными и фарфоровыми заводами, а также шпалерной мануфактурой.

Когда князю было уже за сорок, императрица женила его на 24-летней Татьяне Энгельгард, любимой племяннице Григория Потемкина, светлейшего князя Таврического. Невеста, разумеется, была из богатых.

Домовитая и хлебосольная, она, подстать князю не отказывала себе в удовольствии составлять на досуге коллекцию украшений. В ее собрании числились бриллианты "Полярная звезда", "Перегрина", драгоценности французской короны, жемчужина Испанского короля Филиппа II, принадлежащая, как говорят, самой Клеопатре. Юсупов жену любил и исполнял ее прихоти.

У супругов родился сын Борис. Счастье, между тем, длилось не долго. Ветреность князя помножилась на его же врожденно-восточную страстность. Супруги вскоре разъехались и с тех пор стали жить порознь. Удалившаяся от света княгиня, любила повторять: "Испытанья господни научат терпеть и верить".

В 1810 году шестидесятилетний Юсупов, расставшись с домом на Фонтанке, за 100 тысяч рублей приобретает у вдовы Николая Голицына подмосковное поместье, которому суждено было стать любимой его загородной резиденцией.

Любопытно, что один из возможных покупателей Архангельского нашел, "имение недорогим, но слишком великолепным". Последний, вероятно, довод, стал для Юсупова решающим.

Расположенный на высоком берегу Москва-реки ансамбль задумывался прежним владельцем с немалым размахом. Дворец с изящным бельведером возводился по проекту, специально заказанному у француза, шевалье де Герна. Итальянец Джакомо Тромбаро сооружал террасы парка, отмеченные многочисленной скульптурой. У подножия простиралась безмерная даль зеленого партера (240 м длиной и 70 м шириной). По обеим сторонам к югу тянулись аллеи шарообразно подстриженных лип, служащих фоном для мраморных античных богов и богинь.

Во дворце, к тому времени недостроенном и не до конца отделанном внутри, между тем, помещалась редкостное по тем временам собрание книг в 6 тысяч томов с владельческим знаком " Ex Archangelina".

Юсупов, покупая усадьбу, предписывал: "Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная, и для веселия, а не для прибыли, то стараться…то заводить, что редко и чтобы все было лучше, нежели у других". Так в точности и было исполнено: вложенные в усадьбу средства значительно превышали доходы от нее.

Князь перевозит сюда свои сокровища: богатейшую картинную галерею (том числе работы Тьеполо, Г.Робера, Рембранта), собрание несравненных мраморов, драгоценные мебель и фарфор. Приступая к окончательному благоустройству поместья, новый хозяин призывает к себе лучших зодчих - Бове, Тюрина, Мельникова. Заботы о строительстве он поручает верному помощнику- крепостному архитектору Василию Стрижакову.

В Париже заказываются изящные кованые створки для триумфальных ворот на въезде во дворец, надстраиваются флигеля, в парке возводится храм-памятник "Божественной Екатерине", создается уникальный усадебный театр по проекту Пьетро Гонзаго, оснащенный двадцатью переменами живописных декораций кисти знаменитого итальянского декоратора. К восхищению гостей усадьбы, устраиваются оранжереи с тропическими фруктами, ботанический сад, " наполненный дыханьем юга" и зверинец. Екатерин, между прочим, как - то одарила Юсупова целым семейством тибетских верблюдов. В коллекции князя хранился сервиз черного севрского фарфора в цветочек, полученный им в дар от Людовика XVI и Марии Антуанетты.

Теперь же, выписав мастеров из той самой севрской мануфактуры, князь у себя в усадьбе заводит собственное фарфоровое производство, все изделия которого щедро раздариваются почетным гостям и близким друзьям. Теперь предметы с клеймом "Архангельское" ценятся весьма дорого.

Начавшаяся в 1812 г война, вновь заставила все вывозить: картины отправляются в Астрахань, а статуи зарывают в землю. Но такие меры не спасают усадьбу от ущерба, нанесенного, согласно отчетам Стрижакова, больше не французами, а местными крестьянами: "Словом сказать, как взойти в дом и взглянуть на все с чувством, то надобно ужаснуться".
Зимой 1820 года приключается пожар: внутри дворец выгорает почти полностью. Современники относили причину к скупости князя, топившего печь опилками. Пришлось опять все восстанавливать.

И опять в праздничные дни по приглашению Юсупова сюда съезжается вся аристократия. После ужина даются театральные представления и устраиваются фейерверки. Хозяин же неизменно со всеми галантен и приветлив.

В 1827 году Архангельское посещает и Пушкин, ответив на приглашение знаменитым посланием "К вельможе".

Здесь бывали члены царской фамилии. Еще со времен Павла в Романовском Доме было заведено непременно привозить высоких иностранных гостей к Юсупову. Последний пир в усадьбе Юсупов задал в честь коронации Николая I.

Молодой князь Борис осуждал дорогостоящее сибаритство отца. В 1840- годы в Архангельском начали появляться первые дачники. Имение, задуманное лишь для веселия, наконец-то, стало приносить прибыль.
Как - то летом 1912 года Феликс Юсупов забирается на чердак и находит там ящики с фарфором да пыльный рулон холста - это были декорации Пьетро Гонзаго…

Что было дальше

Рассказывает Директор музея-усадьбы "Арханельское" Владимир Длугач: "Начну со слов Вольтера, который сказал, что "За все время своего существования человечество не придумало ничего лучше, чем усадьба". Действительно, дворянские усадьбы в России были культурными центрами, где создавалось все самое лучшее, что было в то время в области живописи, музыки, архитектуры, литературы. Усадьба олицетворяла некий стиль и образ жизни, культуру, которая потом была практически утрачена.

Архангельскому повезло несколько больше, чем многим другим усадьбам. Уже в 1918 году был издан указ о создании здесь музея, что спасло его от разрушения и разграбления. В тоже время ему была уготована иная участь: быть не только музеем, но музеем в составе военного ведомства, что, может быть, сыграло свою отрицательную роль. Многие музейные здания использовались не по назначению, а значительная их часть была попросту разрушена. Постепенно музей превратился в "головную болью" Министерства обороны, его содержащего. На ремонт и реставрацию ветшающих зданий не хватало средств.

Одновременно с этим поднималась волна общественного мнения, требовавшего обратить внимание на аварийное состояние памятников. В 1984 году под давлением общественности музей был полностью закрыт на реставрацию, доступ на территорию был прекращен. Все это привело и к полному забвению музея, и к абсолютному руинированию того, что еще оставалось. В начале 1990-х годов из-за отсутствия средств, была прекращена и та, робко начатая реставрация. Музейные сотрудники самоотверженно сохраняли фонды и экспонаты в полном объеме в специальных хранилищах. Но сами здания ветшали, что вызвало новую волну общественного мнения. В 1996 году было принято постановление Правительства РФ " О создании на базе памятников истории и культуры XVIII-XX вв в усадьбе "Архангельское" государственного музея-усадьбы". С этого момента можно отсчитывать новую историю Архангельского. С оставшимися сотрудниками музея ( d количестве 30 человек) мы решили вернуть жизнь в эту "мертвичину", на что и направили все свои силы и энтузиазм. Нам удалось привести территорию в порядок. Те небольшие средства, которые начали выделять из бюджета Министерства культуры, мы направляли именно на те объекты, которые можно было быстро и недорого ввести в строй. Буквально через полтора года в усадьбе зазвучала камерная музыка, и открылась постоянная экспозиция, рассказывающая об истории усадьбы. Мы начали привлекать сюда туристов, участвовать в различных выставках, и об Архангельском вспомнили. Вспомнили таким образом, что привлекли внимание одной из самых влиятельных международных организаций "Американские друзья русской усадьбы". Те "забили в колокол", и музей был внесен в список выдающихся памятников мира, требующих помощи. Он составляется раз в два года всемирным фондом памятников. Архангельское попадает туда дважды и дважды получает гранд, что дает возможность начать реставрационные работы в усадебном театре - одном из основных наших объектов. Осенью 2003 года они будут завершены. Мы построили временные хранилища для декораций П. Гонзаго. Используя возможности и необыкновенную акустику театра мы полностью восстановим машинерию и спектакли, которые будут демонстрироваться на копиях декораций Гонзаго. Именно на копиях, потому что самих оригиналов может надолго не хватить. Уже 10, 11 и 12 октября этого года состоятся спектакли оперы Джованни Поэзиэлло "Мнимые философы", входящей в программу Международного фестиваля старинной музыки. Он стартует в Утрехте, потом переезжает в Эрмитажный театр Петербурга, после чего международная труппа приедет сюда. Эта опера была заказана композитору Екатериной II. И театр Архангельского в то время уже существовал. Никто не утверждает, что здесь давалась именно эта опера, но по своему времени и духу она вполне аутентична театру.

Благодаря помощи Министерства культуры сегодня мы вышли на финансирование, соответствующее проектному. Уже 2 месяца реставрацию театра и дворца ведет РСК "Возрождение". И за это время сделано столько, сколько не сделано за предыдущие годы. Как будто новая жизнь началась. Если это будет так и в дальнейшем, то года через два мы закончим реставрацию полностью."
Комментарии
comments powered by HyperComments

статьи на эту тему: