RSS
10.10.2003

Судьба Ранибома

  • Наследие

информация:

  • где:
    Россия. Санкт-Петербург

Завоевав Ижорский край - Ингерманландию, Петр роздал лучшие земли своим приближенным. В грандиозные планы императора входило возведение целой системы усадеб вдоль южного побережья Финского залива.

Меньшиков

Петровскому любимцу, Александру Даниловичу Меншикову досталась, разумеется, большая часть. В нее вошли города - Ямбург и Копорье, множество мыз, и одна маленькая финская деревушка на возвышении, прямо напротив Кронштадта. На шведских картах 1694 г значащаяся как мыза Теирис, она как-то особенно приглянулась Меншикову, и он решил создать тут свою парадную резиденцию с дворцом, большим садом, фонтанами, водопадами, оранжереями и зверинцем.

Вскоре на месте первых бревенчатых домиков развернулась великая стройка. Каменные палаты на высокой террасе, состоявшие из Большого дворца и двух павильонов, были заложены зодчими: итальянцем Джованни Марио Фонтана и немцем Иоганном Готлибом Шеделем. Строящийся неподалеку, в Петергофе, дворец самого Петра выглядел куда скромнее…

Чертоги в духе барокко венчала пышная корона - символ многочисленных титулов Меншикова, бывшего пирожника - генерал-губернатор Санкт-Петербурга, граф Новгородский, князь Псковский, Светлейший князь Священной Римской империи и прочее, прочее, прочее…

С 1710 -х годов мыза именовалась Ораниенбаум или Ранибом. В походном журнале Петр тщательно фиксирует свои перемещения: "…поехал из Питербурха, кушал в Питергофе и был в деревне у светлейшего князя в Ранибоме. Приехали на Котлин остров". Бытует мнение, что экзотическое название Ораниенбаума происходит от слова "orangebaum" - апельсиновое дерево.

В редкие солнечные дни капризного петербургского лета на террасах меншикова дворца появлялись кадки с деревьями, покрытыми желтыми плодами. В холодное время они убирались обратно, в Померанцевую оранжерею.

Светлейший князь любил роскошь. С восточной стороны Большого дворца в затопленной низине он выкопал пруд, названный "Малым увеселительным морем", где держал флотилию из четырех парусных судов для водных праздников.

По преданию, Петр Великий, любя морские прогулки, небольшой шлюпкой в бурную погоду не раз пускался в Кронштадт. Как-то решил заглянуть и в Ораниенбаум. Однако, несмотря на все усилия гребцов преодолеть мелководье, заросшее камышом, пристать к берегу не удалось. Пришлось поворачивать обратно.

Узнав о том, Меншиков приказал немедля от дворца к морю прорыть канал. Трудилось 9 тысяч крестьян - через три дня канал свыше километра длиной был готов.

1727 год опальный Светлейший князь уже встречал в холодных тундрах Сибири, повторяя слова псалмопевца Давида: "Благо мне, Господи, яко смирил мя еси!"

Все вотчины и поместья князя описали. Ораниенбаум отошел в распоряжение Адмиралтейской коллегии. Почти 20 лет усадьба прибывала в запустении.

Петр III

Елизавета Петровна проложила почтовую дорогу между Ораниенбаумом и Петербургом, и по просьбе своего племянника, построила здесь концертную залу и оперный дом. Будущий Петр III любил давать концерты, во время которых самолично играл на скрипке работы Лаврентия Гваданини.
Некогда роскошное поместье государыня подарила цесаревичу и его молодой супруге, великой княгине Екатерине Алексеевне на свадьбу. Заснувший Ораниенбаум, став летней резиденцией "малого двора", постепенно пробуждался.

При переезде Петр Федорович выписал сюда отряд голштинцев, и со страстью отдался военным занятиям. В парке он возвел фортификационное строение по форме 12-конечной звезды, окруженное рвами с водой. Потешная крепость "о пяти бастионах" с гауптвахтой, арсеналом и плацом, именовалась "Петерштадтом". Корабль "Ораниенбаум", фрегат "Андрей", галеры "Елисавета" и "Екатерина" вошли в потешный флот, который цесаревич соорудил на крепостном пруду. Для солдат устроил лютеранская церковь. Мастером Ламберти был разбит настоящий итальянский парк с каскадами, фонтанами, беседками и мостиками.

"Дом крепостного коменданта" представлял собой миниатюрный дворец самого Петра Федоровича, строительство (1758-1762) которого связано с именем Антонио Ринальди, одного из самых изысканных итальянских зодчих, когда - либо работавших в России.

Со смертью Елизаветы ушло в небытие величественное барокко, ему на смену явился экстравагантный и капризный рокайль.

Камерность облика этого двухэтажного павильона, в плане напоминавшего квадрат со срезанным углом, сделала его едва ли не самой лучшей постройкой в стиле рококо в России. Дворец отличается исключительной декоративность, что подчеркивает ковровая развеска картин, лепные потолки, живописные десюдепорты в рокайльных рамах, двери с позолотой и фантастическими орнаментами, роспись по шелку, множество предметов…

В будуаре сохранился один из лучших потолков Ринальди: с медальоном с латинской монограммой Петра III "PF", короной, и сценами из жизни Петерштадта.

Петру III нравилось окружать себя экзотическими вещицами, в том числе китайской бронзой. В его коллекции хранились курильницы, изображения китайских божков, уникальные заводные игрушки. 218 лаковых панно в духе "шинуазри", с изображением птиц, деревьев украшали все, довольно небольших размеров комнаты его дворца, - кабинет, будуар, картинный зал и спальню. "Китайскую" живопись исполнил "лакирных дел мастер" Федор Власов.

Покуда супруг предавался военным забавам, Екатерина Алексеевна была предоставлена сама себе. Она вставала чуть свет, нарядившись в мужской костюм, отправлялась на охоту. Брала уроки верховой езды у какого-то немца. Грустила, лила горькие слезы обиды, и очень много читала.

Потом великая княжна решилась на строительство Собственной дачи, приобретя сто саженей "невозделанной и давно брошенной земли. Начала делать планы, как строить и сажать. Затея принимала обширные размеры. В помощники был приглашен все тот же Антонио Ринальди.

Свадебный подарок тетушки - Ораниенбаум - сыграл с Петром III злую шутку. Именно здесь 30 июня 1762 г он подпишет отречение от престола, под присмотром будет отвезен в мызу Ропшу, и посажен под стражу. Оттуда он уже не возвратиться. Под звон колоколов разнесется весть: "Его величество скончался от апоплексического удара".

Екатерина

Взойдя на престол, Екатерина II сразу же распорядилась отпустить на строительство Собственной дачи 10 тысяч рублей.

В пику покойному мужу, Екатерина придумала в Ораниенбауме собственную игрушку - Катальную горку (1762-74), воплощать в жизнь которую пришлось Антонио Ринальди. Строительство длилось 12 лет. Императрица слишком долго ждала, и так и не прокатилась с чудесной горки. Зато любила посидеть на балконе за чашкой утреннего кофе, под визги и смех придворных дам, наблюдать за игрой развеселых шалунов и шалуний, на колясочках скатывающих с горы. Подобные увеселения имели место исключительно летом.

От голубого павильона с высоким куполом тянулся на много саженей деревянный - в три колеи - скат горы. Внутри катальной горки были росписи "al fresco" были выполнены братьями Бароцци, овальные картины - декоратором Торелли. Полы изготовили из смальт и искусственного мрамора.

В то время вся Европа была находилась под очарованием рококо, с его японскими и китайскими мотивами. Отставать от моды Екатерина не хотела. Начало своего правления она ознаменовала любовью к экзотике рококо. Он производил эффект перемещения из сиюминутной современности в неизвестную эпоху.

Создавая первую резиденцию, Екатерина поручила Ринальди ввести в ее интерьеры восточные мотивы. "Мир восточных грез" - одноэтажный дворец, сперва, бывший "Домиком маленьким, собственным ее императорского величества" - как-то сам собой получил название Китайского (1762-68). Парадность в этом дворце, несомненно, уступала место изяществу. Но обилие декора не могло не поразить всякого, кто оказывался здесь.

Антонио Ринальди показал себя непревзойденным мастером интимного интерьера с его мягкостью и закругленностью линий, купольным завершением потолка с небольшим живописным плафоном, легкой лепниной.

Находясь в глубине Верхнего сада, дворец состоял из семнадцати комнат в анфиладном расположении - Зала муз, Сиреневой гостиной, Китайского кабинета, китайской опочивальни, Штукатурного покоя, Туалетной, Портретной и т.д.

Особенно привлекательным был Стеклярусный кабинет. В резные золоченые рамы были вставлены холсты, с нашитыми стеклярусными нитями. На этом искрящемся фоне русские золотошвейки по рисунку Жана Пильмана вышили фантастические пейзажи и птицы. Красные, синие, зеленые тона обрамлял затейливый растительный орнамент вишневого цвета. Сам же стеклярус в большом количестве изготовляла Усть-Рудницкая фабрика по варке стекла и изготовления стеклянной мозаики, основанная М. Ломоносовым близ Ораниенбаума.

Паркеты дворца представляли своеобразные картины. Они набирались из пятнадцать различных пород: груши, клена, розового, сандалового, лимонного, табачного дерева, пальмы, самшита, палисандра, тиса…

Живописные полотна на стенах и плафоны потолка в Китайском дворце создавались живописцами венецианской школы. В Италию была отправлена программа с указанием сюжетов. Сам великий Тьеполо работал для Екатерины, исполнивший плафон "Отдых Марса".

Екатерина не очень любила Ораниенбаум, никак не могла она отделаться от неприятных воспоминаний о годах замужества. Потому и редко бывала там.

В 1785 году Ораниенбаум получил собственный герб - оранжевое дерево на серебряном фоне.

Эпилог

По смерти Екатерины Ораниенбаум отошел ее любимому внуку Александру I. В 1831 году стал летней резиденцией его младшего брата князя Михаила. Затем достался его дочери, Елене Михаиловне, по мужу Мекленбург-Стрелицкой.

Последними владельцами ораниенбаумского дворца стали потомки великого князя Михаила Павловича - герцог Георг Мекленбург-Стрелицкий и его морганастическая супруга графиня Наталья Карлова, урожденная Ванлярская. В 1917 году супруги уехали в Германию. В 1948 году Ораниенбаум превратился в город Ломоносов.

Александр Бенуа, некогда снимавший дачу в окрестностях Ораниенбаума и запросто бывавший у Мекленбургов, естественно, не мог ни восхититься красотами, оставшимися от екатерининских времен. Китайский дворец, со свойственной восторженностью, он назвал грациозной, изящной безделушкой.

"…Живописные узоры, штукатурные орнаменты, картины, архитектурные детали - все это связано в одно неразрывное целое, имеющее по своему чисто музыкальному эффекту что-то общее с сонатами Гайдна или Моцарта…"
Комментарии
comments powered by HyperComments