RSS
10.10.2005

Дома «для людей, зело именитых»

  • Наследие Архитектура
  • Объект

информация:

  • где:
    Россия

Поиск параллели слову «дворец» дал следующие результаты: казавшийся таким родным «терем» явился не чем иным как производным от греческого – teremno (кров, жилище), а «чертог» модификацией тюркского понятия cartak, он же балкон (car-четыре, tak-столб).

Легкие предчувствия по поводу собственно  «дворца»  опроверг незаменимый в таких случаях  В.Даль:   слово с абсолютно   старославянскими  корнями происходит от понятий «княжий  двор» и «дворище».  Хотя,  тут же попавшийся под  руку другой источник сообщил о некоем  древне-индийском  термине  «dvaram» (ворота).

От теремов к дворцам

Русь, открытая всем ветрам – западным  и восточным, ничуть  не теряя собственного очарования, впитывала чужой опыт.  Первыми к нам потянулись итальянцы.  Они  и  возвели в 1473-1490г в Московском Кремле каменную Грановитую  палату  (архитекторы Марк и Петр Фрязины), впоследствии предназначенную для традиционных коронационных обедов. Иван Грозный праздновал здесь покорение Казани, а Борис Годунов принимал датского принца Иоанна, за которую сватал дочь. Некогда в  палату вели  три лестницы:  по средней  к московскому царю поднимались посланцы нехристианских стран, по Благовещенской:  послы - христиане. Для самого же государя предусматривалось  главное,  Красное крыльцо.

Теремной дворец, выстроенный Баженом Огурцовым в 1635-36 гг в Кремле представлял собой образец привнесенных с Запада архитектурных новшеств и  весьма напоминал итальянское  палаццо. Три этажа на двухъярусном белокаменном подклете, высились над княжеским двором,  сияя позолоченной кровлей.  В таком   доме-дворце были жилые и служебные помещения. Самый высокий этаж,  парадный, служил  «для великолепия» и для того, « чтобы людей принять можно было».

Еще до присоединения к Московскому государству каждый удельный князь на Руси  располагал  собственным «двором» с непременной «гридней», т.е.  залом для приема своих бояр и дружины. Великий князь/царь, уничтожая удельные княжества, cокрушал и эти  символы самостоятельности.

Настоящее дворцовое строительство во всем своем  великолепии  разворачивается  в Санкт-Петербурге. Но вот   идейного  вдохновителя новорожденной столицы Петра I отличала личная скромность. Его «Первоначальный дворец» представлял собой  всего лишь одноэтажный домик, с сенями и двумя светлицами.  Ко дню именин сии Красные хоромы были срублены из обтесанных сосновых бревен «в три дни» - с 24 по 26 мая 1703 г. 28 мая под пушечную пальбу здесь поселился основатель города.  От традиционной русской избы-шестистенки Домик Петра отличался разве что широкими  окнами и наружной росписью стен «по кирпичному  образцу на голландский манер». Да еще тем, что четырехскатную, крытую гонтом кровлю завершали изображения мортиры и двух бомб «с горящим пламенем»  в знак того, что здесь проживает бомбардирский капитан Петр Михайлов. Рядом с Домиком Петра на набережной Невы вскоре стали строиться приближенные вельможи.

Полтавской Виктория  1709 г возвестила оживление строительной деятельности. Десятки тысяч людей разной социальной принадлежности весьма поспешно (а чаще всего насильно)  переселялись в Петербург. В Канцелярии городовых дел целый штат чертежников во главе с приглашенным на русскую службу архитектором, швейцарцем  Трезини работал над изготовлением типовых проектов домов. С учетом «персональности и пожиточности» застройщика,  они  подразделялись на «образцовые дома для подлых, образцовые дома для зажиточных, образцовые дома для людей,  зело именитых». Петр, ведущий  жизнь «открытым домом»  сделал в именитых домах обязательными  помещения для ассамблей - публичных собраний. Для царя и его семейства Трезини строит в 1710 г Летний дворец на самом берегу Невы, там,  где берет начало Безымянный ерик (нынешняя Фонтанка). Если и эти царские покои отличались скромностью, то моду на  небывалую  пышность задавал Александр Данилович Меншиков. Этот «счастья баловень безродный, полудержавный властелин»  делал все с размахом,  и к государственной казне порой относился  как  к собственной. Самый высокий, пышный дворец «на европейский манер» в Петербурге первой четверти 18 века принадлежал  светлейшему князю. Здание в три с половиной этажа  возводил в 1710-1714 г  швейцарец  Джованни Марио Фонтана. Парадный  вестибюль со сводами и колоннами в  нем походил на  итальянское палаццо.  Часть комнат, причем стены и потолки,   облицовывалась голландскими изразцами.

 В 1712 г Петр праздновал свою свадьбу с Екатериной Алексеевной в так называемом первом каменном Зимнем  дворце, построенном на   Адмиралтейском острове.  Подле небольшого 2-этажного с залом в три окна царского дома принялись  возводить свои  хоромы вельможи.   Вскоре  набережная  обрела сохранившиеся доныне название - Дворцовая.  Одним из таких парадных  зданий петровского Петербурга стал дворец адмирала Ф.М.Апраксина, который нередко именовался Адмиралтейскими покоями.   Иностранцы, прибывшие в град Петров,  отмечая сей  дворец,  говорили, что он «меблирован великолепно и по последней моде и король мог бы прилично жить в нем».

Петергофская першпектива -  дорога вдоль берегов Финского залива,  по замыслу Петра должна была стать парадным въездом в столицу, украшенным непрерывной цепью великолепных загородных дворцов. Царь повелел своим подданным строить «забавные дома каменные изрядною архитектурною работою и украшать огорода». Вся местность была разбита на участки 100 саженей в ширину и 1000 саженей в длину, которые жаловались царским  приближенным. Себе Петр выделил по 4 участка в Петергофе и Стрельне. Основание Петергофа как царской резиденции было положено  в 1714 г, когда  на берегу залива приступили к строительству дворца Монплезир («мое удовольствие»).  Петр  сам  определил место для дворца близ кромки воды и планировку центральной части здания в голландском стиле. Вскоре Монплезир стал тесным,  и царь приказывает «в Петергофе дом заложить каменный  и подвести канал от него к морю». Так начиналось строительство Большого  дворца. Побывав во Франции,  Петр вернулся очарованным Версалем.   Там же он знакомится с Жаном-Батистом Леблоном.  Известный королевский архитектор  был приглашен на русскую службу  строить  в  Петергофе  Нагорный, Большой дворец (или Верхние палаты), который должен был стать «русской Версалью, не хуже того, что у короля французского». 15  августа 1723 г состоялось официально открытие петергофской резиденции:  Петр самолично показывал «господам чужестранным министрам»  парадиз, возникший на пустынном берегу. С вступлением на престол жизнерадостной дочери Петра Елизаветы небольшие дворцы Петергофа оказались малы для ее пышных праздников. Перестройку дворца Елизавета Петровна доверила своему любимому зодчему Франческо Бартоломео Растрелли.

Сарская мыза (дословно Остров-мыза) значилась еще на шведских картах XVII столетия. В 1710 г Петр «отписал» ее своей будущей  жене Екатерине Алексеевне, со временем  переименованную в Царское Село. Рубленные из бревен хоромы, где живала Екатерина I по размерам были невелики и предельно просты по внешнему облику.  То был вовсе не увеселительный замок, а обычная усадьба русского вотчинника. После смерти Екатерины мыза по наследству досталась Елизавете, которая, взойдя на престол, захотела расширить старый дом, чем опять же занялся Растрелли, получив  неограниченные полномочия. Архитектор  создал ювелирную драгоценность немыслимых размеров.  Вид на грандиозный фасад Большого Царскосельского дворца открывался  со стороны парадного двора. Воображение современников поражало обилие позолоты на фоне лазурно-синих стен и непривычный масштаб здания, а также размеры окон: до Растрелли в России они  делались маленькими и не часто расположенными.

В послепетровское время, вплоть  до 1740  дворцовые сооружения, к сожалению,  дошли до нас лишь в описаниях  современников. Петровскому  парадизу грозило быстрое запустение. В 1727 г вступившая на престол племянница Петра,  курляндская герцогиня Анна Иоанновна переводит двор в Москву. По ее заданию здесь строится Зимний дворец «Анненгоф». Близ Яузы Растрелли приступает к строительству Летнего  деревянного  дворца   загородного типа,  также названного  Анненгофом.

Когда же к Петербургу возвращается статус столицы, неизменному спутнику царей Растрелли поручается возведение «каменного дворца для одной славы Всероссийской». Колоссальное  здание  Зимнего  дворца  затмило  всех  своим великолепием.  В этом сооружении все черты творчества Растрелли получили полное выражение».  В нем обосновалась Екатерина II.

К середине XVIII в количество дворцов все увеличивается. В 1760 –е  годы в Ораниенбауме  Антонио  Ринальди строит  для императрицы  миниатюрный Китайский дворец, именованный так по названию трех комнат  в «китайском» стиле. В Петербурге рядом с Зимним  дворцом  Ринальди,  начиная с 1768 г занимается осуществлением «здания благодарности»  для фаворита Екатерины,  Орлова.   В  Мраморном дворце «находится 60-70 комнат в таком положении, что,  проходя оные случится только в двух или трех побывать два раза» - один из отзывов  современника.   Самым крупным помещением дворца был «Зал для игры в мяч»

Гатчинскую мызу,  живописную местность с холмами и равнинами,  Петр I еще в 1712 году подарил своей любимой сестре Наталье Алексеевне.  В 1765 г  Екатерина II приподнесла ее  Орлову,  на берегу Серебряного озера заказавшему Ринальди выстроить замок. Дворец, возведенный из красивого желтовато-серого пудожского камня – известняка,  слегка напоминал суровые дворцы Италии. В 1783 после смерти  бывшего владельца Гатчина становится владением  великого князя Павла Петровича.

Последняя из созданных династией Романовых вокруг столицы Российской империи летних царских резиденций, Павловск,  расположился  неподалеку от Царского Села. В 1777 г когда у наследника престола Павла Петровича родился сын, Екатерина II подарила ему и невестке Марии Федоровне, принцессе Вюртембергской   около 400 гектаров земли на берегу тогда еще судоходной реки Славянки. Ранее здесь находились  охотничьи домики под шутливыми названиями Крик и Крак. Уже в 1778 г тут  появляются небольшие деревянные двухэтажные дворцы Паульлуст (Утеха Павла) и Мариенталь (Долина Марии). Впоследствии на месте первого возводится Павловский дворец (заложен в 1782 Чарльзом Камероном и продолженной архитектором В.Бренной), а на месте второго строится  крепость Бип.

Период  1790-1800гг. отмечен наивысшим  расцветом  дворцового строительства. Дворцы строятся большие, насчитывающие до 40 парадных комнат, и совсем маленькие, исполненные изящества, состоящие всего из  5-6 парадных помещений.

Архитектора Виченцо Бренну Павел пригласил в Россию,  еще будучи наследником престола. Возведенный в 1797-1800 для него  «Михайловский (или Инженерный) замок»,   стал типично романтическим  произведением,  этакой  крепостью мальтийского рыцаря в формах в классических формах. Под сводами несколько мрачноватого строения 11 марта  1801 г разворачиваются драматические события: дворцовый  заговор приводит царя к гибели.

От дворцов к усадьбам

К последней трети XVIII в численность дворцов увеличивается.  Местом применения «художеств» и «тонкого вкуса» теперь делается  и усадебное строительство, широко развернувшееся после отмены обязательной для дворян службы в 1760-70гг. В  кругу богатых вельмож становится  принятым  обзаводиться летними резиденциями. Масштабы и пышность подмосковного имения, принадлежащего аристократу, богатейшему  человеку  Петру Шереметеву  ничуть не  уступали  царским дворцам. Кусково, построенное по проекту француза Шарля де Вальи было едва ли не единственным  образцом  русского рокайльного искусства

В 1796г  сын Шереметева,  сиятельный граф Николай Петрович Шереметев совершил «величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело»,  выстроил летнюю увеселительную резиденцию в Останкино. К этому была причастна целая команда именитых зодчих: с итальянской стороны Кваренги, Бренна, Кампрези, с русской - Старов, Бланк и крепостные графа,  Аргунов и Миронов. Дворец славился не только с роскошью, но и театром, где играла крепостная труппа со своей  примадонной  Прасковьей Жумчуговой.

Выставленное на торги «недорогое, но слишком  великолепное  имение» Архангельское, именно за это последнее качество  и было в 1810 г приобретено князем Юсуповым. Дворец на высоком берегу Москвы- реки строится  по проекту француза Джакомо Тромбаро Герна. Князь перевозит сюда все свои сокровища: богатейшую картинную галерею, собрание мраморов, создает уникальный усадебный театр по проекту Пьетро Гонзаго, оснащенный двадцатью переменами живописных декораций. Сюда по приглашению хозяина приезжал  Пушкин.

Война 1812 г стала причиной финансовых трудностей, строительство больших дворцов в то время почти не затевают, оттого, в конце первого десятилетия XIX века обилие парадных помещений на какое-то время  выходит  из моды. Однако, вскоре мода возвращается.

По заказу Александра I на Елагином острове в Петербурге в 1820 г Карл Росси строит дворец.  Он предназначается для матери царя, Марии Федоровны, которая в силу преклонных лет уже не может преодолевать неблизкий путь в Павловск. Итальянец создает редчайший по красоте и гармонии дворцовый ансамбль в духе классицизма, о котором газеты писали: »Дом превращен в храм вкуса и великолепия, где искусство и  природа  соединили свои силы». Им вторили поэты:

Какая кисть, какой резец
Изобразит Елагинский дворец?

В 1838-1849-х г архитектор Константин Тон в Москве для коронаций и официальных приемов возводит  Большой Кремлевский дворец. Грандиозное здание,  выглядящее снаружи трехэтажным, на деле состояло из двух этажей и включало в себя 700 помещений, в  том числе Александровский, Андреевский, Георгиевский, Владимирский  парадные  залы.

Конец XIX –нач.XX вв был ознаменован строительством дворцов для многочисленных членов императорской фамилии:  Мариинского, Николаевского, Ново-Михайловского дворцов, дворцов вел. князя Владимира Александровича и вел. князя Алексея Александровича. С приходом новой власти дворцам объявили войну, и вскоре и само понятие «дворец» надолго изменило своему первоначальному смыслу. 
Комментарии
comments powered by HyperComments