09.09.2005
Евгения Гершкович //
Мезонин, 09.09.2005
Смоленская скрыня
- Наследие
информация:
-
где:
Россия. Смоленск
В Смоленске есть улица, названная именем Тенишевой. Начавшись от древних крепостных стен, она уводит к городским окраинам и вливается в шоссе. Через четверть часа среди холмистых полей и перелесков слева от дороги показывается сельцо, при короле Сигизмунде III пожалованное польскому шляхтичу Гейдажу Талашке.
«Роскошная природа, полная свободы действий, веселье, шум - все дышало жизнью и притом не могло не отразиться на настроении. Похоже было скорее на Италию времен Ренессанса, чем на Россию XIX века»: так описывали атмосферу Талашкино столетие назад. Особа, в честь которой названа улица в Смоленске и была режиссером это праздника жизни.
Высокую и статную, с высоко посаженной головой, Тенишеву можно было назвать популярной «моделью». Ее лепили Антокольский и Трубецкой, писали Врубель, Серов, Коровин, один только Репин создал десять ее портретов. Оставшиеся изображения сохранили ее удивительно переменчивый образ, порою строгий и неприступный, порою ранимый и усталый.
Жизнь ее похожа на повесть. Раннее детство оставило у Тенишевой туманное видение. Имени своей матери Мария Клавдиевна никогда не вспоминала - воспитанием дочери та явно не была увлечена. Имя отца вообще окутано тайной: по одной рискованной версии Мария представлялась чуть ли не внебрачной дочерью Александра II... Шестнадцати лет девушку выдают за молодого правоведа Рафаила Николаева, оказавшегося заядлым игроком. За рождением дочери, последовал уход от мужа и бегство в Париж, где Мария Клавдиевна, обладавшая прелестными вокальными данными, целый год берет уроки в оперной студии Маркези. Возвращение домой доставляет ей новые проблемы: разгневанный муж лишает ее вида на жительство. Но судьба вскоре посылает Марии Клавдиевне спасение. В одном из петербургских салонов ее пением пленяется «король биржи», владелец крупных заводов, князь Вячеслав Тенишев.
Поклонник стал появляться у Марии Клавдиевны с неизменным букетом ландышей. Ему было сорок восемь лет и намерения имел весьма определенные. В апреле 1892 г. Николаева становится княгиней Тенишевой. Получившей титул и состояние, Марии Клавдиевне приходилось бороться за статус: в высшем обществе не забывали, что она незаконнорожденная, беспреданница, к тому же оставившая первого мужа. Между прочим, в родословную Тенишевых Мария Клавдиевна так и не попала. Разум подсказывал ей единственный способ выправить ситуацию – благотворительность. От природы дарованные ей таланты поддерживали стремление. Не успевший взойти на престол Николай II уже издавал рескрипт-благодарность меценатке за финансирование рабочего училища в Брянской губернии. Через несколько лет княгиня передаст в Русский музей Александра Ш богатейшую коллекцию графики и подарит городу Смоленску музей.
В 1893 г Тенишева становится хозяйкой села Талашкино, в качестве желанного подарка преподнесенного супругом на именины. Марии Клавдиевне эта усадьба была особенно дорога. Когда-то сюда в минуты безысходности ее привезла подруга детства, Екатерина Святополк-Четвертинская, верная Киту. Весенний деревенский воздух, размеренная жизнь Талашкино привели в чувство молодую женщину. Теперь же, не справляющаяся со своей «сельскохозяйственной экономией», Киту поспешила отдать имение в хорошие руки.
Усадьбу отнюдь нельзя было назвать увеселительной. Тут действовал молочный завод, где взбивалось высококачественное, так называемое «парижское масло», имелись образцовая пасека и конезавод, постоянно участвовавший на Всероссийских выставках. В 1905 г по России разошлась почтовая открытка с талашкинской годовалой лошадью «Разлюли-Малина» рысисто-нормадской породы.
Устройство школ в семье Тенишевых всегда оставалось сильной стороной. И, разумеется, талашкинских крестьянских ребятишек Мария Клавдиевна, не забыла.
«Талашкино было Афинами русских крестьян, а княгиня Тенишева его Периклом» - в иронии Рериха заключена правда: за что бы не бралась она, все стремилась делать профессионально и серьезно.
Педагоги для новой школы хутора Фленово приглашались из Петербурга. Полный учебный курс составлял 6 лет. Помимо общих предметов в расписании уроков значились садоводство, пчеловодство и землемерие. В качестве инвентаря для обработки почвы школа располагала передовыми для своего времени бороной Рандаля и зигзагом Говарда. Имелся в школе и свой оркестр балалаечников под руководством выпускника петербургской консерватории В. Лидина. Тенишева и сама была не прочь освоить игру на балалайке...
Чтобы выявить склонности детей Мария Клавдиевна задавала им сочинение на тему «Кем бы я хотел быть?» Одного мальчика, пожелавшего стать парикмахером, княгиня отправила в Петербург на обучение к модному мастеру Делькруа. И вскоре Артюшка из Фленова стал «Мосье Арсеном».
Дети охотно шли к Тенишевой учиться всяческому ремеслу: при школе открылись столярная и керамическая мастерская, мастерская резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, окраски тканей и вышивания. О заботливости Марии Клавдиевны ходили легенды: «Разве не красиво: великосветская женщина, выезды которой считались первыми в Булонском лесу, и у которой в Париже садилось за стол до двухсот человек – всего самого знатного, блестящего и талантливого идет по первому зову в школу к мальчику, у которого разбилась губа и пошла носом кровь? Идет украдкой, чтобы никто не знал»
Мало помалу малоизвестное барская усадьба превращалась в заповедное место, «открытое всему одаренному». Талашкино во многом напоминало Абрамцевский художественный кружок (см. Мезонин N 44). Можно сказать, что Тенишева невольно и своими методами продолжила работу, начатую в Абрамцеве. Сюда постоянно и охотно наезжали в гости Репин, Коровин, Трубецкой, Врубель, Стеллецкий, Рерих. Над каталогом графического собрания Тенишевой здесь работал А.Бенуа. В Талашкино стремились музыканты, литераторы, историки. Они получали здесь то, что зачастую в столицах им было недоступно: устроенные «на европейский лад» мастерские, художественные коллекции, домашний театр, и, разумеется, свежий воздух и чарующие смоленские пейзажи.
В Талашкино у молодой княгини открылись рвение и страсть к собирательству. Она понимала, какие по монастырям, глухим деревням и избам таились, а чаще всего гибли несметные сокровища народного искусства. Доверенным лицом Тенишевой в поисках уникальных предметов национальной старины стал Иван Федорович Барщевский. Талашкинские сундуки, чердаки и закутки стали с каждым днем заполняться рукописными книгами, иконами, крестьянской одеждой. Немалую долю коллекции составляли предметы археологии. Вскоре вещей было уже так много, что решено было открыть школьный музей декоративно-прикладного искусства. Тенишева назвала его скрыней, так же как на Смоленщине называли сундуки для ценностей и приданного. В 1905 г коллекции будут переведены в Смоленск, и там откроется первый в России общедоступный музей русского народного искусства «Русская старина».
Школьные мастерские постепенно выходили за рамки учебных планов и превращались в художественно-промышленные. Тенишевой нужен был человек, способный наладить учебный процесс и одновременно сочувствовавший идее возрождения народных промыслов. Такового рекомендовал Врубель, мнением которого княгиня весьма дорожила. Бедствовавшему материально отцу четырех детей Сергею Васильевичу Малютину приглашение было как нельзя кстати. Тщедушный, маленький, он и был маленьким во всем, кроме таланта. Художник, сценограф, архитектор, если угодно, дизайнер, будучи еще и великолепным колористом, Малютин умел придать функциональному предмету самую необычную форму и конструкцию. Увидев как-то забавную японскую игрушку «с секретом», он придумал матрешку, теперь известную во всем мире. Малютин воплощал замыслы своей благодетельницы, приукрашая пейзажи Талашкино и Флёново причудливыми постройками, мостиками и воротцами. Талашкинские столярные мастерские выпускали, отрисованные им, столы, диваны, поставцы, стулья, скамьи, сани, ларцы, игрушки в формах, чуть грубоватых, но вполне соответствующих новому стилю «модерн». Да и сама заказчица с удовольствием во всем этом участвовала росписью шкапчиков, созданием эскизов для вышивок и резьбы. По ходу дела Тенишева освоила и тонкости эмальерного искусства, написав и впоследствии защитив в Московском археологическом институте диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация». Рене Лалик, увидевший в Париже эмали Марии Клавдиевны, нашел их превосходными.
Изделия мастерских с монограммой МТ (Мария Тенишева) продавались в Москве в Столешниковом переулке, где был устроен магазин «Родник». Спрос имелся и за границей: заказы на талашкинскую утварь поступали даже из Англии.
Самым впечатляющим произведением Малютина был, несомненно, сказочный домик «Теремок». Словно вросший в высокий фленовский холм посреди дубовой рощи этот шедевр малого зодчества смотрелся исключительно выгодно. В Талашкино Малютин выстроил и театр. Тонко стилизованный под русскую старину, снаружи он был покрыт деревянной резьбой, и сплошь расписан изнутри. В зале стояли лавки с высокими спинками, занавес изображал играющего на гуслях Бояна.
В 1900 г по проекту Малютина во Фленове возводится храм во имя Святого Духа. Оформить его княгиня предложила Николаю Рериху. В крипте церкви был захоронен князь Тенишев, умерший в 1903 г. Его тело вдова забальзамировала на сто лет.
Рериховская интерпретация «Царицы Небесной на берегу Реки Жизни» представляла собой композицию с сонмами сил небесных, пламенных и багряных, теснившихся над облаками, посреди которых восседала смуглолицая Богородица в белом платье. Чертами она напоминала индийскую женщину в восточном головном уборе, с традиционным для Индии жестом рук «намасте лотос». Тенишева безоговорочно приняла работу Рериха, и тем самым обрекла свою церковь на непризнание официальным духовенством. Храм так и не был освещен, но в России уже наступали суровые времена. Февральскую революцию Мария Клавдиевна пережила в Смоленске. Потом через Крым попала в Париж, и назад она уже не вернулась. Последние годы свои Тенишева провела в имении Вокрессон, названном «Малое Талашкино».
НАШИ АДРЕСА:
Смоленский государственный музей-заповедник «Талашкино»: Смоленская область, Смоленский район, п. Фленово, тел. (08122)7-15-05
Комментарии
comments powered by HyperComments
Высокую и статную, с высоко посаженной головой, Тенишеву можно было назвать популярной «моделью». Ее лепили Антокольский и Трубецкой, писали Врубель, Серов, Коровин, один только Репин создал десять ее портретов. Оставшиеся изображения сохранили ее удивительно переменчивый образ, порою строгий и неприступный, порою ранимый и усталый.
Жизнь ее похожа на повесть. Раннее детство оставило у Тенишевой туманное видение. Имени своей матери Мария Клавдиевна никогда не вспоминала - воспитанием дочери та явно не была увлечена. Имя отца вообще окутано тайной: по одной рискованной версии Мария представлялась чуть ли не внебрачной дочерью Александра II... Шестнадцати лет девушку выдают за молодого правоведа Рафаила Николаева, оказавшегося заядлым игроком. За рождением дочери, последовал уход от мужа и бегство в Париж, где Мария Клавдиевна, обладавшая прелестными вокальными данными, целый год берет уроки в оперной студии Маркези. Возвращение домой доставляет ей новые проблемы: разгневанный муж лишает ее вида на жительство. Но судьба вскоре посылает Марии Клавдиевне спасение. В одном из петербургских салонов ее пением пленяется «король биржи», владелец крупных заводов, князь Вячеслав Тенишев.
Поклонник стал появляться у Марии Клавдиевны с неизменным букетом ландышей. Ему было сорок восемь лет и намерения имел весьма определенные. В апреле 1892 г. Николаева становится княгиней Тенишевой. Получившей титул и состояние, Марии Клавдиевне приходилось бороться за статус: в высшем обществе не забывали, что она незаконнорожденная, беспреданница, к тому же оставившая первого мужа. Между прочим, в родословную Тенишевых Мария Клавдиевна так и не попала. Разум подсказывал ей единственный способ выправить ситуацию – благотворительность. От природы дарованные ей таланты поддерживали стремление. Не успевший взойти на престол Николай II уже издавал рескрипт-благодарность меценатке за финансирование рабочего училища в Брянской губернии. Через несколько лет княгиня передаст в Русский музей Александра Ш богатейшую коллекцию графики и подарит городу Смоленску музей.
В 1893 г Тенишева становится хозяйкой села Талашкино, в качестве желанного подарка преподнесенного супругом на именины. Марии Клавдиевне эта усадьба была особенно дорога. Когда-то сюда в минуты безысходности ее привезла подруга детства, Екатерина Святополк-Четвертинская, верная Киту. Весенний деревенский воздух, размеренная жизнь Талашкино привели в чувство молодую женщину. Теперь же, не справляющаяся со своей «сельскохозяйственной экономией», Киту поспешила отдать имение в хорошие руки.
Усадьбу отнюдь нельзя было назвать увеселительной. Тут действовал молочный завод, где взбивалось высококачественное, так называемое «парижское масло», имелись образцовая пасека и конезавод, постоянно участвовавший на Всероссийских выставках. В 1905 г по России разошлась почтовая открытка с талашкинской годовалой лошадью «Разлюли-Малина» рысисто-нормадской породы.
Устройство школ в семье Тенишевых всегда оставалось сильной стороной. И, разумеется, талашкинских крестьянских ребятишек Мария Клавдиевна, не забыла.
«Талашкино было Афинами русских крестьян, а княгиня Тенишева его Периклом» - в иронии Рериха заключена правда: за что бы не бралась она, все стремилась делать профессионально и серьезно.
Педагоги для новой школы хутора Фленово приглашались из Петербурга. Полный учебный курс составлял 6 лет. Помимо общих предметов в расписании уроков значились садоводство, пчеловодство и землемерие. В качестве инвентаря для обработки почвы школа располагала передовыми для своего времени бороной Рандаля и зигзагом Говарда. Имелся в школе и свой оркестр балалаечников под руководством выпускника петербургской консерватории В. Лидина. Тенишева и сама была не прочь освоить игру на балалайке...
Чтобы выявить склонности детей Мария Клавдиевна задавала им сочинение на тему «Кем бы я хотел быть?» Одного мальчика, пожелавшего стать парикмахером, княгиня отправила в Петербург на обучение к модному мастеру Делькруа. И вскоре Артюшка из Фленова стал «Мосье Арсеном».
Дети охотно шли к Тенишевой учиться всяческому ремеслу: при школе открылись столярная и керамическая мастерская, мастерская резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, окраски тканей и вышивания. О заботливости Марии Клавдиевны ходили легенды: «Разве не красиво: великосветская женщина, выезды которой считались первыми в Булонском лесу, и у которой в Париже садилось за стол до двухсот человек – всего самого знатного, блестящего и талантливого идет по первому зову в школу к мальчику, у которого разбилась губа и пошла носом кровь? Идет украдкой, чтобы никто не знал»
Мало помалу малоизвестное барская усадьба превращалась в заповедное место, «открытое всему одаренному». Талашкино во многом напоминало Абрамцевский художественный кружок (см. Мезонин N 44). Можно сказать, что Тенишева невольно и своими методами продолжила работу, начатую в Абрамцеве. Сюда постоянно и охотно наезжали в гости Репин, Коровин, Трубецкой, Врубель, Стеллецкий, Рерих. Над каталогом графического собрания Тенишевой здесь работал А.Бенуа. В Талашкино стремились музыканты, литераторы, историки. Они получали здесь то, что зачастую в столицах им было недоступно: устроенные «на европейский лад» мастерские, художественные коллекции, домашний театр, и, разумеется, свежий воздух и чарующие смоленские пейзажи.
В Талашкино у молодой княгини открылись рвение и страсть к собирательству. Она понимала, какие по монастырям, глухим деревням и избам таились, а чаще всего гибли несметные сокровища народного искусства. Доверенным лицом Тенишевой в поисках уникальных предметов национальной старины стал Иван Федорович Барщевский. Талашкинские сундуки, чердаки и закутки стали с каждым днем заполняться рукописными книгами, иконами, крестьянской одеждой. Немалую долю коллекции составляли предметы археологии. Вскоре вещей было уже так много, что решено было открыть школьный музей декоративно-прикладного искусства. Тенишева назвала его скрыней, так же как на Смоленщине называли сундуки для ценностей и приданного. В 1905 г коллекции будут переведены в Смоленск, и там откроется первый в России общедоступный музей русского народного искусства «Русская старина».
Школьные мастерские постепенно выходили за рамки учебных планов и превращались в художественно-промышленные. Тенишевой нужен был человек, способный наладить учебный процесс и одновременно сочувствовавший идее возрождения народных промыслов. Такового рекомендовал Врубель, мнением которого княгиня весьма дорожила. Бедствовавшему материально отцу четырех детей Сергею Васильевичу Малютину приглашение было как нельзя кстати. Тщедушный, маленький, он и был маленьким во всем, кроме таланта. Художник, сценограф, архитектор, если угодно, дизайнер, будучи еще и великолепным колористом, Малютин умел придать функциональному предмету самую необычную форму и конструкцию. Увидев как-то забавную японскую игрушку «с секретом», он придумал матрешку, теперь известную во всем мире. Малютин воплощал замыслы своей благодетельницы, приукрашая пейзажи Талашкино и Флёново причудливыми постройками, мостиками и воротцами. Талашкинские столярные мастерские выпускали, отрисованные им, столы, диваны, поставцы, стулья, скамьи, сани, ларцы, игрушки в формах, чуть грубоватых, но вполне соответствующих новому стилю «модерн». Да и сама заказчица с удовольствием во всем этом участвовала росписью шкапчиков, созданием эскизов для вышивок и резьбы. По ходу дела Тенишева освоила и тонкости эмальерного искусства, написав и впоследствии защитив в Московском археологическом институте диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация». Рене Лалик, увидевший в Париже эмали Марии Клавдиевны, нашел их превосходными.
Изделия мастерских с монограммой МТ (Мария Тенишева) продавались в Москве в Столешниковом переулке, где был устроен магазин «Родник». Спрос имелся и за границей: заказы на талашкинскую утварь поступали даже из Англии.
Самым впечатляющим произведением Малютина был, несомненно, сказочный домик «Теремок». Словно вросший в высокий фленовский холм посреди дубовой рощи этот шедевр малого зодчества смотрелся исключительно выгодно. В Талашкино Малютин выстроил и театр. Тонко стилизованный под русскую старину, снаружи он был покрыт деревянной резьбой, и сплошь расписан изнутри. В зале стояли лавки с высокими спинками, занавес изображал играющего на гуслях Бояна.
В 1900 г по проекту Малютина во Фленове возводится храм во имя Святого Духа. Оформить его княгиня предложила Николаю Рериху. В крипте церкви был захоронен князь Тенишев, умерший в 1903 г. Его тело вдова забальзамировала на сто лет.
Рериховская интерпретация «Царицы Небесной на берегу Реки Жизни» представляла собой композицию с сонмами сил небесных, пламенных и багряных, теснившихся над облаками, посреди которых восседала смуглолицая Богородица в белом платье. Чертами она напоминала индийскую женщину в восточном головном уборе, с традиционным для Индии жестом рук «намасте лотос». Тенишева безоговорочно приняла работу Рериха, и тем самым обрекла свою церковь на непризнание официальным духовенством. Храм так и не был освещен, но в России уже наступали суровые времена. Февральскую революцию Мария Клавдиевна пережила в Смоленске. Потом через Крым попала в Париж, и назад она уже не вернулась. Последние годы свои Тенишева провела в имении Вокрессон, названном «Малое Талашкино».
НАШИ АДРЕСА:
Смоленский государственный музей-заповедник «Талашкино»: Смоленская область, Смоленский район, п. Фленово, тел. (08122)7-15-05