04.12.2005
Евгения Гершкович //
Мезонин, 04.12.2005
Зачарованный замок
- Наследие Архитектура
- Объект
информация:
-
где:
Россия
Шмуц: Зубчатые башенки хорошо просматриваются с палубы. Любой туристический теплоход, плывущий из Казани в Нижний Новгород, непременно причалит к берегу - в экскурсионную программу входит посещение шереметевского замка. С достопамятных времен здешние места пользуются славой «замка с привидениями».
Встречу с оборотнями и вампирами туристам не гарантируют, зато призраки бывших хозяев, по сведениям очевидцев, без устали бродят по мраморным лестницам и сумрачным галереям замка с час луны. Особенно часто, говорят, посещениями удостаивает тень помещика – самодура Сергея Васильевича Шереметева.
Замок нередко менял владельцев, ветшал, и, как феникс из пепла, восставал вновь. В петровские времена село называлось Архангельским, им владел граф Ф.А.Головин, затем Никита Демидов и камергер императорского дворца А.А. Жеребцов. В 1812г имение приобрел и переименовал в Юрино богатейший помещик нижегородского края, представитель славного рода. Отставной генерал-майор Василий Сергеевич Шереметев был внучатым племянником сподвижника Петра I, Бориса Петровича Шереметева. Став фельдмаршалом, тот получил графский титул, а брат его Василий Петрович не служил и остался без титула. Именно от него и пошла «неграфская», нижегородско-юринская, ветвь Шереметевых.
При покупке Юрина, прежде чем уплатить вдове Жеребцовой 350 тысяч рублей ассигнациями, В.С.Шереметев все хорошо продумал. Озерно-лесной, полный рыбы и дичи этот край средней Волги был уже достаточно освоен его предшественниками. У Василия Сергеевича имел четырех сыновей и трех дочерей. Старший сын, служивший в полку, был убит на дуэли камер-юнкером А.Завадовским из-за балерины Авдотьи Истоминой. Той самой, «блистательной и полувоздушной», воспетой Пушкиным. В качестве секунданта в том поединке участвовал Александр Грибоедов, автор «Горя от ума», у которого перед глазами потом «еще долго стоял умирающий Шереметев».
После смерти Василия Сергеевича в 1837 году, Юрино отходит его второму сыну Сергею. Тот оставил о себе память, как о наиболее властолюбивом и тщеславном представителе семейства. Многие считали его проста-ки тираном. Крутой нрав, однако, не вредил, а только способствовал делу. Сергей Васильевич сильной рукой двигал промышленность, устроивая в Юрино стекольный завод, развивая кожевенное производство среди юринских крестьян. При нем, в 1835 г в усадьбе начинается строительство нового господского дома и церкви во имя Михаила Архангела. Храмового строения, подобного этому, с девятью мощными куполами с малиновыми звонами, левобережье Волги не знало.
Большой охотник до красавиц, чаще всего собственных крепостных, Шереметев так и не женился, и прямым наследником себя не обеспечил. Поэтому в 1868 г Юрино досталось его племяннику, гвардии поручику Василию Петровичу Шереметеву. С этим именем принято связывать наибольшую строительную активность в Юрино, период сооружения огромного дворцово-паркового комплекса. Строить замок начинали зодчие: Рудольф Мюллер и Альфред Парланд, Гремучая смесь стилей - готического, романского, восточного и древнерусского отразилась на разномасштабных и ассиметричных объемах красно- кирпичного строения. И это объяснялось вовсе не странностью вкуса заказчика, просто так диктовала тогдашняя мода. Архитекторы возводили здание по тем временам в актуальных формах эклектики, ни без юмора прокомментированных Павлом Малиновским, последним зодчим, проектирующим юринский замок. В пояснительной записке к строительству флигеля он писал: «В основу я взял романские формы с мягким уклоном в сторону южной готики Флоренции, использовал формы Болоньи и подошел незаметно к нижегородской отсебятине».
В.П.Шереметев был честолюбив: ведь не забавы ради на боковых пилонах парадного входа, обращенного к Волге, стояла цифра 1706, год появления на Петровской Руси первого графа Б.П.Шереметева. Желанного гостя Юрина встречала латинская надпись «Salve!» ( то есть, здравствуй!), выложенная на мозаичном полу. Сам замок был огромен, в нем насчитывалось свыше 100 комнат. По маршевой лесенке, сработанной без единого гвоздя, можно было подняться на смотровую башню и с открытого балкона любоваться захватывающим видом Волжских просторов. Центральное место во дворце отводилось Зимнему саду, перекрытому гигантским стеклянным куполом и украшенному мозаичным полом. Посередине, во внушительных размеров кадке, произрастала экзотическая пальма, своими размерами почти достигавшая купола. Разумеется, хозяин зорко следил за тем, чтобы растение своей мощной кроной не пробило потолок. Живя в Юрино зимой, Шереметев захаживал в Зимний сад, и, заметив, что какая-нибудь из пальм уже упирается в стекло, приказывал ее срубить и разрезать на дрова. Бросая их у себя в камин, приговаривал: «Черт знает, как я богат, пальмами отапливаю свой кабинет!» На ступеньки выставлялись вазоны с диковинными цветами. Уже сами сосуды были приобретенные Шереметевым античные терракоты, поднятые со дна морского, и, очевидно, пролежавшие там не один век. В лохматых зарослях пальмовых стволов скрывались мраморные статуи тончайшей работы итальянских мастеров. Рядом стояла Афродита, вывезенная Василием Петровичем из Греции. Были у Шереметева еще два собственных дома в Риме. Один из них, сельское имение – agro campano, он выкупил у наследников римского папы Пия IX. А вместе с домом и папское облачение, которое бережно хранил у себя в Юрино. Страстный коллекционер, Шереметев скупал в Италии материи, ткани, церковные коврики. Приехав на раскопки в Помпеи, он смог договориться о покупке туфовых плит, которые доставил на берега Волги и ими облицевал свои юринские камины. Мебель красного и орехового дерева, драгоценные ковры, старинные шпалеры, живопись для замка он закупал во Франции. Для кладки мозаичных полов прямо вместе с материалом он выписывал и итальянских мозаичистов. В Китайской столовой по стенам развесил более двух сотен фарфоровых тарелок выполненных китайскими мастерами. Среди шедевров, хранящихся в собрании Картинной галереи Юринского замка, достаточно упомянуть хотя бы портрет кисти самого Эль Греко… Тут же хранилась огромная коллекция пенковых трубок. Обыкновенно по усадьбе Василий Петрович разгуливал с длинной трубкой и, осматривая свои огромные службы, с удовольствием бранился по - русски.
Женат Шереметев был на фрейлине Двора ее Величества, Ольге Дмитриевне, урожденной Скобелевой, родной сестре проставленного героя Шипки и Плевны, Михаила Скобелева (припоминаете акунинского Ахиллеса?) Генерал частенько наведывался в гости к Шереметевым, в доме которых его ожидал личный кабинет. Там Скобелев хранил большую коллекцию старинного огнестрельного и холодного оружия, в том числе именного, полученного за храбрость.
Самым впечатляющим как сказка Шахерезады, как дворец падишаха, в Юрино был «Восточный» кабинет хозяина. На стройные, темно-вишневого цвета с тонкими голубыми прожилками колонны, опирались ажурные арки. Колонны, разумеется, доставлялись водным путем прямо из Италии. Плафон украшали растительные орнаменты. На полу, меж колонн до сих пор не стерлись арабские надписи, так и не поддавшиеся прочтению арабистами.
В усадьбе все было продумано до мелочей: в полуподвальном этаже имелось машинное отделение и электростанция, подающая электроэнергию всему усадебному комплексу. За подачу воды отвечала 5-этажная паровая мельница, находящаяся в восточной половине парка. Там же была выстроена оранжерея, где зрели персики, абрикосы, виноград и ананасы.
Последним владельцем Юрина в 1898 г стал сын Василия Петровича, Петр. В своем владении он любил принять гостей с особой пышностью. Откликнувшийся на приглашение его родственник, известный историк Павел Сергеевич Шереметев вспоминал потом свое посещение Юрина: « Огромный розовый palazzo весело глядел на Волгу множеством отделанных белым камнем окон. Юринский дом - это что-то огромное и не сразу можно разобраться в нем. Во время ужина зажгли фонарики. Мы вышли посмотреть, и здесь ожидало неожиданное и красивое зрелище. Весь дом со стороны Волги был иллюминирован фонарями разноцветными - розовыми, зелеными, желтыми. Все окна, все узкие щели башен были в огоньках. Этот сюрприз устроили домашние пиротехники. Мы тотчас пошли к лодкам и отчалили. Длинные огоньки мигали, отражались в виде змейками. На воде было тихо. Погода дивная. Издали доносилось пение. Я вслушался. Хор пел песни на стихи кн. Вяземского «Здравствуй, в русском сарафане из серебряной парчи». Мы долго катались, наслаждаясь зрелищем...»
В январе 1916 г. Петр Васильевич Шереметев неожиданно умирает. А вскоре усадьбу покидают его наследники. Прибывшие в 1923 г эмиссары по охране памятников от новой власти, подивились обилию ценностей и тут же отправили их в Нижегородский музей. Юринскому замку были уготованы участь «позорной пустыни мародерства» и десятилетия разрухи и забвения. Его непрошенным посетителям оставалось лишь прислушиваться к странным шорохам да созерцать призрачные тени.
P.S. Однако недаром же в гербе Шереметевых, на золотом щите, окруженном лавровым венцом красуется надпись по латыни: «dues conservat omnia» - «Бог хранит всех». Былая красота и величие постепенно возвращаются к родовому имению на Волге. В замке работает музей и устроена гостиница.
НАШИ АДРЕСА:
Шереметевский замок в Юрино: Республика Марий Эл, Юринский р-он. п. Юрино, ул. Красная Площадь, дом.1, тел. (83644)32157
Комментарии
comments powered by HyperComments
Замок нередко менял владельцев, ветшал, и, как феникс из пепла, восставал вновь. В петровские времена село называлось Архангельским, им владел граф Ф.А.Головин, затем Никита Демидов и камергер императорского дворца А.А. Жеребцов. В 1812г имение приобрел и переименовал в Юрино богатейший помещик нижегородского края, представитель славного рода. Отставной генерал-майор Василий Сергеевич Шереметев был внучатым племянником сподвижника Петра I, Бориса Петровича Шереметева. Став фельдмаршалом, тот получил графский титул, а брат его Василий Петрович не служил и остался без титула. Именно от него и пошла «неграфская», нижегородско-юринская, ветвь Шереметевых.
При покупке Юрина, прежде чем уплатить вдове Жеребцовой 350 тысяч рублей ассигнациями, В.С.Шереметев все хорошо продумал. Озерно-лесной, полный рыбы и дичи этот край средней Волги был уже достаточно освоен его предшественниками. У Василия Сергеевича имел четырех сыновей и трех дочерей. Старший сын, служивший в полку, был убит на дуэли камер-юнкером А.Завадовским из-за балерины Авдотьи Истоминой. Той самой, «блистательной и полувоздушной», воспетой Пушкиным. В качестве секунданта в том поединке участвовал Александр Грибоедов, автор «Горя от ума», у которого перед глазами потом «еще долго стоял умирающий Шереметев».
После смерти Василия Сергеевича в 1837 году, Юрино отходит его второму сыну Сергею. Тот оставил о себе память, как о наиболее властолюбивом и тщеславном представителе семейства. Многие считали его проста-ки тираном. Крутой нрав, однако, не вредил, а только способствовал делу. Сергей Васильевич сильной рукой двигал промышленность, устроивая в Юрино стекольный завод, развивая кожевенное производство среди юринских крестьян. При нем, в 1835 г в усадьбе начинается строительство нового господского дома и церкви во имя Михаила Архангела. Храмового строения, подобного этому, с девятью мощными куполами с малиновыми звонами, левобережье Волги не знало.
Большой охотник до красавиц, чаще всего собственных крепостных, Шереметев так и не женился, и прямым наследником себя не обеспечил. Поэтому в 1868 г Юрино досталось его племяннику, гвардии поручику Василию Петровичу Шереметеву. С этим именем принято связывать наибольшую строительную активность в Юрино, период сооружения огромного дворцово-паркового комплекса. Строить замок начинали зодчие: Рудольф Мюллер и Альфред Парланд, Гремучая смесь стилей - готического, романского, восточного и древнерусского отразилась на разномасштабных и ассиметричных объемах красно- кирпичного строения. И это объяснялось вовсе не странностью вкуса заказчика, просто так диктовала тогдашняя мода. Архитекторы возводили здание по тем временам в актуальных формах эклектики, ни без юмора прокомментированных Павлом Малиновским, последним зодчим, проектирующим юринский замок. В пояснительной записке к строительству флигеля он писал: «В основу я взял романские формы с мягким уклоном в сторону южной готики Флоренции, использовал формы Болоньи и подошел незаметно к нижегородской отсебятине».
В.П.Шереметев был честолюбив: ведь не забавы ради на боковых пилонах парадного входа, обращенного к Волге, стояла цифра 1706, год появления на Петровской Руси первого графа Б.П.Шереметева. Желанного гостя Юрина встречала латинская надпись «Salve!» ( то есть, здравствуй!), выложенная на мозаичном полу. Сам замок был огромен, в нем насчитывалось свыше 100 комнат. По маршевой лесенке, сработанной без единого гвоздя, можно было подняться на смотровую башню и с открытого балкона любоваться захватывающим видом Волжских просторов. Центральное место во дворце отводилось Зимнему саду, перекрытому гигантским стеклянным куполом и украшенному мозаичным полом. Посередине, во внушительных размеров кадке, произрастала экзотическая пальма, своими размерами почти достигавшая купола. Разумеется, хозяин зорко следил за тем, чтобы растение своей мощной кроной не пробило потолок. Живя в Юрино зимой, Шереметев захаживал в Зимний сад, и, заметив, что какая-нибудь из пальм уже упирается в стекло, приказывал ее срубить и разрезать на дрова. Бросая их у себя в камин, приговаривал: «Черт знает, как я богат, пальмами отапливаю свой кабинет!» На ступеньки выставлялись вазоны с диковинными цветами. Уже сами сосуды были приобретенные Шереметевым античные терракоты, поднятые со дна морского, и, очевидно, пролежавшие там не один век. В лохматых зарослях пальмовых стволов скрывались мраморные статуи тончайшей работы итальянских мастеров. Рядом стояла Афродита, вывезенная Василием Петровичем из Греции. Были у Шереметева еще два собственных дома в Риме. Один из них, сельское имение – agro campano, он выкупил у наследников римского папы Пия IX. А вместе с домом и папское облачение, которое бережно хранил у себя в Юрино. Страстный коллекционер, Шереметев скупал в Италии материи, ткани, церковные коврики. Приехав на раскопки в Помпеи, он смог договориться о покупке туфовых плит, которые доставил на берега Волги и ими облицевал свои юринские камины. Мебель красного и орехового дерева, драгоценные ковры, старинные шпалеры, живопись для замка он закупал во Франции. Для кладки мозаичных полов прямо вместе с материалом он выписывал и итальянских мозаичистов. В Китайской столовой по стенам развесил более двух сотен фарфоровых тарелок выполненных китайскими мастерами. Среди шедевров, хранящихся в собрании Картинной галереи Юринского замка, достаточно упомянуть хотя бы портрет кисти самого Эль Греко… Тут же хранилась огромная коллекция пенковых трубок. Обыкновенно по усадьбе Василий Петрович разгуливал с длинной трубкой и, осматривая свои огромные службы, с удовольствием бранился по - русски.
Женат Шереметев был на фрейлине Двора ее Величества, Ольге Дмитриевне, урожденной Скобелевой, родной сестре проставленного героя Шипки и Плевны, Михаила Скобелева (припоминаете акунинского Ахиллеса?) Генерал частенько наведывался в гости к Шереметевым, в доме которых его ожидал личный кабинет. Там Скобелев хранил большую коллекцию старинного огнестрельного и холодного оружия, в том числе именного, полученного за храбрость.
Самым впечатляющим как сказка Шахерезады, как дворец падишаха, в Юрино был «Восточный» кабинет хозяина. На стройные, темно-вишневого цвета с тонкими голубыми прожилками колонны, опирались ажурные арки. Колонны, разумеется, доставлялись водным путем прямо из Италии. Плафон украшали растительные орнаменты. На полу, меж колонн до сих пор не стерлись арабские надписи, так и не поддавшиеся прочтению арабистами.
В усадьбе все было продумано до мелочей: в полуподвальном этаже имелось машинное отделение и электростанция, подающая электроэнергию всему усадебному комплексу. За подачу воды отвечала 5-этажная паровая мельница, находящаяся в восточной половине парка. Там же была выстроена оранжерея, где зрели персики, абрикосы, виноград и ананасы.
Последним владельцем Юрина в 1898 г стал сын Василия Петровича, Петр. В своем владении он любил принять гостей с особой пышностью. Откликнувшийся на приглашение его родственник, известный историк Павел Сергеевич Шереметев вспоминал потом свое посещение Юрина: « Огромный розовый palazzo весело глядел на Волгу множеством отделанных белым камнем окон. Юринский дом - это что-то огромное и не сразу можно разобраться в нем. Во время ужина зажгли фонарики. Мы вышли посмотреть, и здесь ожидало неожиданное и красивое зрелище. Весь дом со стороны Волги был иллюминирован фонарями разноцветными - розовыми, зелеными, желтыми. Все окна, все узкие щели башен были в огоньках. Этот сюрприз устроили домашние пиротехники. Мы тотчас пошли к лодкам и отчалили. Длинные огоньки мигали, отражались в виде змейками. На воде было тихо. Погода дивная. Издали доносилось пение. Я вслушался. Хор пел песни на стихи кн. Вяземского «Здравствуй, в русском сарафане из серебряной парчи». Мы долго катались, наслаждаясь зрелищем...»
В январе 1916 г. Петр Васильевич Шереметев неожиданно умирает. А вскоре усадьбу покидают его наследники. Прибывшие в 1923 г эмиссары по охране памятников от новой власти, подивились обилию ценностей и тут же отправили их в Нижегородский музей. Юринскому замку были уготованы участь «позорной пустыни мародерства» и десятилетия разрухи и забвения. Его непрошенным посетителям оставалось лишь прислушиваться к странным шорохам да созерцать призрачные тени.
P.S. Однако недаром же в гербе Шереметевых, на золотом щите, окруженном лавровым венцом красуется надпись по латыни: «dues conservat omnia» - «Бог хранит всех». Былая красота и величие постепенно возвращаются к родовому имению на Волге. В замке работает музей и устроена гостиница.
НАШИ АДРЕСА:
Шереметевский замок в Юрино: Республика Марий Эл, Юринский р-он. п. Юрино, ул. Красная Площадь, дом.1, тел. (83644)32157