RSS
10.12.2002

Архитектура эсперанто. Загородный дом Дмитрия Гажевского

  • Архитектура
  • Объект

информация:

  • где:
    Россия
  • архитектор:
    Дмитрий Гажевский

Современная архитектура, подражающая национальному жилью, появилась на Западе в 70-х годах ХХ века на волне возвращения к гуманистическим ценностям и была названа стилем вернакуляр.

Для России вернакуляр — это изба с современным пространством внутри сруба. Дом, построенный Дмитрием Гажевским, вернакуляром не является, поскольку четких ассоциаций с избой в нем нет. Он — не русский, не финский, не шведский, не японский. Понемногу взято отовсюду. Это своеобразный архитектурный эсперанто, вернакуляр эпохи глобализма, когда национальные различия в архитектуре потихоньку исчезают. От русской избы здесь готовый сруб со скатной крышей и двумя световыми фонарями. От японского дома — медитативное складывание графичных деревянных поверхностей из палочек, планок и брусков. От скандинавского — облицовка части стен белеными сосновыми досками и камин в центре большого пространства столовой-кухни. Но все эти национальные черты сглажены, стерты, переварены. Стены сруба одеты изнутри и снаружи разнообразной деревянной облицовкой, так что даже намека на бревна не осталось. Япония заметна на темном фасаде, но неочевидна в интерьере, где преобладают светлая сосна и рыжая лиственница. Единственное, что сообщает этому дому традиционный вернакулярный характер, — это сосредоточенная работа с местным материалом — в данном случае деревом. Такое впечатление, что архитектору доставляет удовольствие наблюдать, как соединяются между собой разнообразные планочки и реечки, какие они образуют узоры, решетки и структуры, как горизонтальные реечки стыкуются с вертикальными, как многочисленны и разнообразны эти стыки. Два года назад на выставке Экспо в Ганновере всемирно известный швейцарский архитектор Питер Цумтор представил конструкцию из деревянных брусков. Она демонстрировала, что изначальный смысл архитектуры сводится к соединению двух кирпичиков тем или иным образом и к созерцанию этого соединения. Что-то подобное происходит в доме Гажевского. Архитектор заворожен ритмичным складыванием поверхностей, как нанизыванием бус. Где-то ритм более мелкий — в облицовке, в перегородках, где-то он крупнее — в стеллажах и лестницах. Но принцип погруженности в неспешный ритм везде одинаков. Именно этим замечателен и необычен этот дом.

Внутреннее пространство дома — современное, удобное, без особых архитектурных дерзостей. В доме три уровня. На первом этаже — парадные комнаты: гостиная, столовая и прихожая. Соединенные большими проемами, они выстраиваются в анфиладу. В подвале уместились ванная, санузел, бойлерная, тренажерный зал, комната отдыха. На втором этаже, как обычно, размещены кабинет, три спальни, санузел. Над санузлом — антресольный этаж — своеобразные полати для гостей, если их окажется очень много.
Комментарии
comments powered by HyperComments