10.04.2003
Лара Копылова //
Интерьер+Дизайн, 10.04.2003, №4
Власть как топ-модель. Конкурс на здание мэрии и Мосгордумы в ММДЦ Сити
- Репортаж
- конкурс
информация:
-
что:
Комплекс зданий Московской Мэрии и Городской Думы, ММДЦ «Москва-Сити» -
где:
Россия. Москва -
архитектор:
Владимир Плоткин ; Михаил Хазанов
Все было честно: конкурс открытый, анонимный, международный. Около 60 проектов, лишь 12 российских. Сильный состав. Пять финалистов. Победители получили заказ, остальные — крупные денежные премии. Мы рассказываем о троих, самых, на наш взгляд, интересных.
Архитекторам дали поиграть с образом власти. Пусть на городском уровне, не на российском. Образ власти у русского человека известно какой — «воруют». Не очень русский человек любит власть. И она его не любит. Но хочет, чтобы боялся. Конкурс на новое здание (читай, новый имидж) — замечательная возможность этот образ немного расшатать и разукрасить. В лепке новых лица и фигуры участвовали обе стороны. Ведь и у архитекторов есть выбор: как эту самую власть приодеть. И власти дается возможность примерить на себя разные модные одежки. И надо сказать, что это дамское занятие ей пришлось по вкусу. Причем все произошло не тайно, в примерочной, а публично, на подиуме.
Английские именитые мастера, компания Alsop Architects, сшили ей яркое детское платьице. Несолидное. Посыпали его ракушками да камушками разноцветными, кубики яркие вставили. Объект для детской площадки, а не для серьезных дядь и теть. В ракушках конференц-залы будут. Так и видишь депутатов, лепящих куличики и дерущихся за совки и ведерки. Сцена из разряда программы «Куклы». Реакция власти? Возмущение. Отказ. Но пятое место проекту дали, деньги архитекторам заплатили. Значит, не зря образ расшатывали. А ведь появись такое здание в Москве, весь мир нас полюбил бы и к нам потянулся. Детей все любят. И для власти было бы почетно. Потому как известно, что признание собственной инфантильности является началом выхода из нее. Но где там!
Владимир Плоткин и его мастерская предложили костюм более взрослый, с претензией. Не какую-нибудь серую офисную пару, а стильный ироничный прикид. Здание мэрии покрыто экраном, на котором все что хочешь можно людям показывать. А Дума напоминает разноцветные мозги. И все это заключено в клетку. Мозги с экраном связаны артериями: что подумано, то на экране сразу отображается. С точки зрения современной архитектуры такая пассионарная форма, как извилины, весьма актуальна. Правда, при ближайшем рассмотрении извилины оказываются какими-то квадратными, но это не важно. Важно, что эта форма соответствует современному ощущению жизни как большой каши, в которой можно утонуть. Образ очень демократичный: мол, не только простые смертные не знают, как в этой каше разобраться, но и те, кому следует знать, испытывают затруднения. С другой стороны, извилин в каше много, что говорит о мощности мыслительного аппарата. Этот проект властью, как и следовало ожидать, не был принят. Не то чтобы он ей не понравился, но она его, к счастью (или к несчастью), не поняла. Проект назван «лиричным» и получил третью премию. Итак, Плоткин советует депутатам к своим решениям мозг прикладывать. Архитекторы Alsop говорят им: «Будьте как дети».
«Платье», предложенное мастерской Михаила Хазанова, было более солидным. Бодрый, накачанный хай-тек. Прагматичный, интернациональный стиль. Мэрия поместилась в стеклянно-металлической «этажерке» на четырех ногах. Дума — в низких «ступеньках», ближе к народу. Под «этажеркой» оставлена площадь, чтобы не загораживать вид на павильон Б. Тхора, главного архитектора Сити. Проект Хазанова избегает любой символики. Благодаря нейтральности и качеству, он выиграл. Свершилось. В открытом конкурсе победила хорошая архитектура. Главное теперь, чтобы ее не стали «улучшать» по обычной схеме российских конкурсов. А то ведь как: сначала победившему автору рекомендуют проект доработать, а потом заказ на строительство получает архитектурный начальник. И строит нечто, не имеющее ничего общего с исходным замыслом. Надеемся, что этого не случится. Что вкус у власти подразвился и опыт подиума пошел ей на пользу.
Комментарии
comments powered by HyperComments
Английские именитые мастера, компания Alsop Architects, сшили ей яркое детское платьице. Несолидное. Посыпали его ракушками да камушками разноцветными, кубики яркие вставили. Объект для детской площадки, а не для серьезных дядь и теть. В ракушках конференц-залы будут. Так и видишь депутатов, лепящих куличики и дерущихся за совки и ведерки. Сцена из разряда программы «Куклы». Реакция власти? Возмущение. Отказ. Но пятое место проекту дали, деньги архитекторам заплатили. Значит, не зря образ расшатывали. А ведь появись такое здание в Москве, весь мир нас полюбил бы и к нам потянулся. Детей все любят. И для власти было бы почетно. Потому как известно, что признание собственной инфантильности является началом выхода из нее. Но где там!
Владимир Плоткин и его мастерская предложили костюм более взрослый, с претензией. Не какую-нибудь серую офисную пару, а стильный ироничный прикид. Здание мэрии покрыто экраном, на котором все что хочешь можно людям показывать. А Дума напоминает разноцветные мозги. И все это заключено в клетку. Мозги с экраном связаны артериями: что подумано, то на экране сразу отображается. С точки зрения современной архитектуры такая пассионарная форма, как извилины, весьма актуальна. Правда, при ближайшем рассмотрении извилины оказываются какими-то квадратными, но это не важно. Важно, что эта форма соответствует современному ощущению жизни как большой каши, в которой можно утонуть. Образ очень демократичный: мол, не только простые смертные не знают, как в этой каше разобраться, но и те, кому следует знать, испытывают затруднения. С другой стороны, извилин в каше много, что говорит о мощности мыслительного аппарата. Этот проект властью, как и следовало ожидать, не был принят. Не то чтобы он ей не понравился, но она его, к счастью (или к несчастью), не поняла. Проект назван «лиричным» и получил третью премию. Итак, Плоткин советует депутатам к своим решениям мозг прикладывать. Архитекторы Alsop говорят им: «Будьте как дети».
«Платье», предложенное мастерской Михаила Хазанова, было более солидным. Бодрый, накачанный хай-тек. Прагматичный, интернациональный стиль. Мэрия поместилась в стеклянно-металлической «этажерке» на четырех ногах. Дума — в низких «ступеньках», ближе к народу. Под «этажеркой» оставлена площадь, чтобы не загораживать вид на павильон Б. Тхора, главного архитектора Сити. Проект Хазанова избегает любой символики. Благодаря нейтральности и качеству, он выиграл. Свершилось. В открытом конкурсе победила хорошая архитектура. Главное теперь, чтобы ее не стали «улучшать» по обычной схеме российских конкурсов. А то ведь как: сначала победившему автору рекомендуют проект доработать, а потом заказ на строительство получает архитектурный начальник. И строит нечто, не имеющее ничего общего с исходным замыслом. Надеемся, что этого не случится. Что вкус у власти подразвился и опыт подиума пошел ей на пользу.