RSS
27.12.2002

Страшный суд номенклатуры. Вручены награды Сибирского архитектурного смотра-конкурса "Золотая капитель"

  • Репортаж
  • конкурс

информация:

  • где:
    Россия. Новосибирск
  • архитектор:
    Сергей Зыков

Архитектура многие годы, начиная со знаменитого совещания строителей 1954 года, на котором Хрущев провозгласил новый курс, в основу которого были положены индустриализация и типизация строительства, оставалась в Советском Союзе лишь формальным "художественным оформлением" строительных решений.

Лишенная философского (пусть и марксистко-ленинского) подтекста, в отсутствие какого-либо сакрального наполнения, архитектура начиная с 1960-х гг. в большинстве случаев сводилась к разработке типологических схем и попыткам как-то облагородить напрочь искаженные отечественной стройиндустрией фасады. Делалось это либо путем прямого украшения зданий произведениями монументально-декоративного искусства, либо превращением тектоники крупнопанельного домостроения в своеобразный архитектурный орнамент. И в том и в другом случае результат получался печальным, что новосибирцы могут наблюдать на примере Северо-Чемского, Юго-Западного, и даже "образцового" Челюскинского жилмассивов.

Когда путы с архитекторов сняли, выяснилось, что весьма немногие из зодчих остались способны к действительно креативному, или пусть даже просто профессиональному проектированию. Поиски и метания продолжаются по сею пору, зодчие то пытаются выработать собственный сибирский стиль, то апеллируют к современной западной архитектуре, пытаясь переосмыслить стилистику хай-тека и неомодернизма и привить ее на сибирскую почву. Последние семь лет метания архитекторов, живущих между Уралом и Байкалом, иллюстрирует ежегодно проходящий в Новосибирске смотр-конкурс "Золотая капитель".

Новосибирск, являясь формальной столицей Сибири, даже не пытается претендовать на первенство в архитектурной сфере. Последний раз новосибирские зодчие завоевывали главный приз на конкурсе "Золотая капитель" два года назад, причем за объект, спроектированный не для родного города. Призы, исполненные в форме четырехгранной малахитовой колонны, увенчанной латунной капителькой, из года в год уезжают в Омск, реже -- в Новокузнецк и Барнаул. На более авторитетном российском фестивале "Зодчество" премий новосибирцы не получали никогда.

Архитектура в Новосибирске банальна. Тем не менее, именно новосибирские зодчие составляют основную часть жюри сибирского конкурса. Оно формируется из местных "генералов" от архитектуры -- руководителей соответствующих комитетов в областной и городской администрациях, проектных институтов, творческих союзов архитекторов и дизайнеров. Предложение формировать жюри из лауреатов конкурсов прошлых лет не было поддержано учредителями -- теми же "архитектурными генералами".

В результате такого подхода "Золотая капитель" выглядит мероприятием отнюдь не прогрессирующим, но угасающим. Количество участников нынешнего смотра сократилось почти на 20% по сравнению с прошлым годом: было подано чуть больше 80-ти заявок. Главное архитектурное событие Сибири становится все менее привлекательным для его участников.

В любом конкурсе главным вопросом для соревнующихся является такой: "А судьи кто?". Если судьи - люди, доказавшие свой авторитет в реальном соревновании с коллегами, либо являющиеся общепризнанными лидерами в своей сфере деятельности - это одно. Если же в жюри призвана номенклатура, получившая свой статус в аппаратных битвах - отношение к подобной судейской коллегии не может не сказаться на составе участников конкурса.

Наибольшее число проектов сегодня реализуется в сфере общественного и частного интерьера. Именно в этой области работают молодые и креативные архитекторы, которых не допускают к дележу рынка проектирования в "большой" городской архитектуре. И именно молодые архитекторы недовольны существующим конкурсом: в нынешнем соревновании сибирских проектировщиков участвовало лишь три полноценных реализованных интерьера, хотя количество подобных объектов, построенных в последний год лишь в сибирской столице, исчисляется десятками, если не сотнями. Не участвовали в конкурсе архитекторы из Красноярска, Томска, Улан-Удэ, Читы, Иркутска (иркутяне из года в год получают премии на московском "Зодчестве"). Тюмень и сибирский Север были представлены работами омских проектировщиков.

Именно омские архитекторы (группа Артура Оботурова), представившие проект, реализованный в Тюмени, стали лауреатами "Золотой капители 2002-го года. Построенная ими гостиница -- противоречивый объект, хорошо иллюстрирующий сегодняшнее состояние сибирской архитектуры. Экстерьер здания выполнен в современной стилистике, однако при этом все элементы фасадов живут самостоятельной жизнью, не вступая в гармоничный диалог. Ряд деталей, таких, как оконные проемы на фасадах, кажутся наивной компиляцией из иллюстраций к детской книжке. Но еще более красноречивы интерьеры гостиницы: здесь возникла обстановка, поразительно напоминающая об "отелях" советского периода Модернистское ограждение антресоли холла удивительным образом соседствует со "сталинскими" люстрами и диванами. Панорамное остекление прикрыто тюлевым занавесом и тяжелыми портьерами. Разноуровневые гипсокартонные потолки и богато инкрустированный камин - из нашего времени, из загородных коттеджей, а блестящие паркетные полы - из советского.

Новосибирцы не представили даже такого неоднозначного объекта, способного претендовать на главную премию конкурса. Одно из представленных местными зодчими зданий было снято с рассмотрения жюри из-за непонятной ситуации с авторскими правами (смена архитектора в процессе строительства является нормальной практикой для местного архитектурно-строительного рынка), остальные - весьма локальные объекты, получение которыми главной премии конкурса проблематично как из-за градостроительной значимости, так и из-за архитектурных качеств.

Что можно было бы отметить в качестве относительного успеха конкурса? Небезынтересна работа барнаульцев Михаила Шмидта и Валерия Митрофанова, построивших многофункциональное здание на Социалистическом проспекте. Сергей Зыков и его товарищи из Кемерова представили два объекта, выстроенных в родном городе - здание банка и евангелистскую церковь. Не лишенные стилистических огрехов, эти сооружения все же, на мой взгляд, являются лучшими из зданий, представленных на "капители". Интересны интерьеры клуба Fusion (архитекторы Григорий Кужелев и Галина Будникова) и бара Genesis (Тамара Рынкова и др., оба интерьера спроектированы новосибирцами) и интерьер магазина "Квадро-интерьер" (Александр Деринг и Сергей Тисленко, Барнаул). Было представлено также несколько любопытных проектов, как планируемых к строительству, так и концептуальных.

Архитектура, конечно, музыка, но сибирская архитектура - музыка уж больно застывшая. Лишенные в течение многих лет информации о развитии зодчества за рубежами СССР, местные проектировщики оказались не готовы работать с современными формами. Самое социальное из искусств по-прежнему выполняет роль "художественного оформления" для объектов строительства. Музыку можно выключить, в кино и театр не ходить, но куда деваться от современного "зодчества", возникающего на улицах и во дворах? Старшее поколение проектировщиков мучительно пытается освоить современный архитектурный язык, молодые авторы удалились проектировать квартиры и коттеджи. Есть ощущение, что региональная архитектура находится в глубоком кризисе. Или просто лучшую архитектуру не привозят показывать в Новосибирск?
Комментарии
comments powered by HyperComments